Ирина Морозова
Творческий проект для старшей группы «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать +Заказ
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
Шёпот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Актуальность.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Публикация «Творческий проект для старшей группы „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русские народные традиции и культура».
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Технологическая карта проекта
Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (5-6 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Тематика: творческий проект
План работы на 1 неделю
«Русские народные традиции и культура»
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
6. Воспитывать патриотические чувства.
Просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».
Цель:
1. Закрепить с детьми понятие изба.
2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.
3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.
Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке».
Цель:
1. Закреплять знания о русских народных промыслах.
2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).
4. Формировать представление о народном костюме.
5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.
Подвижные, русские народные игры, игра «Ручеёк»
Цель:
1. Познакомить детей с играми.
2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)
Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.
Цель:
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Аппликация «Украшение тарелочек»
Цель:
1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель, раскрыть его характерные черты.
2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов.
3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.
4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа
Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.
1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Пробуждать интерес к сказкам.
4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Выставка «Предметы старины»
Цель:
1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.
План работы на 2 неделю.
«Народная игрушка. Фольклор»
Знакомство с народными игрушками, беседа.
Цель:
1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.
2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.
Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».
Цель:
1. Закрепить знание детей о народной игрушке – матрёшке.
2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
3. Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку.
Рисование «Весёлые матрёшки»
Цель:
1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.
2. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Лепка «Украшение разделочной доски»
Цель:
1. Познакомить с предметом старины, показать, как украшены досточки в городецкой росписи.
2. Учить раскатывать пластину из пластилина, вырезать из нее прямоугольник, делать узор стекой, развивать умение составлять узор.
3. воспитывать умение оценивать свою работу.
Консультации для родителей.
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
«Фольклор в воспитании детей»
Вывод.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.