Черкасова Валентина Николаевна
Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческий подход к работе с детьми – залог качества экологический знаний дошкольников»
Экология – сказал однажды один ребенок, это когда люди улыбаются! А если так, то подарить людям улыбку – значит, увеличить в мире количество добра, снять тем самым с души тревогу и злость, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле. А как нам это сделать?
Я не буду сейчас говорить о методах, приемах, они все очень важны и вам, конечно же, хорошо известны, а расскажу о том простом и, вместе с тем, сложном…
Публикация «Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников,» размещена в разделах
- в первую очередь мы стараемся научить ребенка наблюдать, ведь только присмотревшись повнимательнее к чему-то, можно в обыденном, увиденном множество раз, рассмотреть что-то новое, необычное и столь интересное.
Сначала нужно постараться заинтересовать ребенка, чтобы у него появился интерес – затем желание наблюдать, а дальше - умение видеть (развитие наблюдательности).
Как же мы этого добиваемся? Попробую рассказать Вам на примере проведения «Дня цветов».
1 этап. Узнать о цветах как можно больше. Лучше начать с одного цветка, на первый взгляд, самого обычного, встречающегося на каждой весенней полянке.
«Одуванчик»
Заинтересовать детей: «А знаете ли вы, ребята, почему этот цветок назван так?».
Легенда: в маленьком селении в глубине леса жила девочка-молочница. Посла она козу и всем, кто просил, продавала молоко. Была она очень добра, приветлива и миловидна. Всем она умела сказать ласковое слово, даже одно ее появление было желанно людям. За все это прозвали они ее Одуваночкой, так как своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей грусть и тяжелые мысли.
-Выросла она и полюбила жаворонка. Особенно нравилась ей песня без слов, но однажды ей захотелось узнать, о чем же поет ее любимый? Уговорила она жаворонка спуститься пониже и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч?»
Бросилась Одуваночка к жаворонку, хотела удержать его при себе навсегда, но не успела. Взвился ее любимый в небо, и девочка поняла, что утратила счастье свое навсегда. В отчаянии взмахнула она своей косынкой и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор стали называть по имени молочницы – одуванчиками. (Заинтересовали легендой).
«Теперь присмотримся к цветку в сырую погоду». (Учим наблюдать).
- Сырая погода – корзиночки раскрываю (рассказывает цветок, в ясную – раскрываю их рано утром, в три часа дня закрываю. А вот пословица обо мне:
Золотой глазок на солнце глядит,
Как солнце нахмурится,
Глазок прищурится.
Загадка: На лугу у реки золотые огоньки,
Дождь заморосил, огоньки погосил.
А вот в народной медицине – жизни эликсир. Листья весной – витаминный салат; из цветков – варенье, обжаренные корни – заменитель кофе.
Олицетворение образа цветка с другими объектами живой и неживой природы притягивает внимание детей, сподвигает их к наблюдению.
Как это сделать? Можно создать цветочную аллею, на которой каждый ребенок посадит свой цветок, и будет в дельнейшем ухаживать за ним.
«А знаете ли вы, почему одуванчик называют сорняком?». А можно провести конкурс «Очаровательный сорняк».
- Вы знаете, что их вырывают и выбрасывают как ненужные?
- Какие еще растения попадают в их число? Так ли они бесполезны и безобразны?
- Рисование сорных растений (у нас – одуванчик). Не их вина, ребята, что люди предпочли выращивать другие растения.
- А давайте создадим клумбу из сорняков, ведь в их числе много красивых цветов. (Интригующие сравнения такого красивого цвета с сорняком еще больше разжигают интерес к нему. Подводит детей к пониманию, что в мире природы, как и у людей, у всего свое место, у всего – своя польза и предназначение).
Затем происходит процесс наблюдения – зарисовка в альбоме «Наблюдаем – рисуем»: 1. когда посадили, 2. когда подросли, 3. когда зацвели?
Но одуванчик растет не только на лугу, но и на лесной полянке. И вот мы будто бы отправимся с вами в гости к лесным жителям. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками…хорошо… лес… а на пеньке сидит старичок-лесовичок.
- А вы правила поведения в лесу знаете? Сейчас мы и проверим!
Викторина. Из всего количества правил выбрать те, которые применимы для поведения в лесу.
Активация детей на сотрудничество: вместе определяем, какие правила подходят, какие – нет. Правильность ответов вызывает у детей чувство гордости, что добавляет позитивное мироощущение детям, что считаются с их маленьким жизненным опытом, они делятся своими знаниями.
1. Ветки не ломайте, деревья ведь не каменные, ни травинку и лист не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями побрасаться, венки плести, букеты рвать, завянут – выбросим. Подумаешь, много зелени в лесу – еще вырастит.
3. Наконец-то, можно пошуметь, покричать, поаукать, а главное - никому не мешать.
4. Стараемся никому не мешать, а то лес испугается, затаится, и мы не увидим ничего интересного, ни одной лесной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, растоптать.
6. Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый в природе делает свое полезное дело.
А можно подобрать стихотворение, которое поможет научить детей делать логические выводы. Стихотворение «Прогулка»
Мы приехали на ручку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти…
Мы по берегу прошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки,
И как будто, нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку пошли,
Место новое нашли.
Мы купались, загорали,
Жгли костры, в футбол играли,
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли…
- Какие правила поведения забыли дети и взрослые?
- Интересное есть не только в мире растений, но и в мире насекомых.
- А вот красивая приметная букашка – божья коровка. Почему она такого цвета? (маскировка: стой, не тронь меня – я – не вкусная еда?
- А знаете ли вы, что насекомых называют по-другому – шестиногие (у всех у них 6 ног? Эти насекомые схожи с другими, но есть еще немало особенного, свойственного только им.
- На первый взгляд – безобидный жучок, а на самом деле – хищник. Его еда – крошечные тли, которые сосут сок растений. За 1 день съдает он 200 тлинок, а личинка около 400. наши предки называли его солнышком.
- Почему же сейчас его зовут так? Корова дает молоко, жуки тоже выделяют «молочко» - оранжевую жидкость, неопрятного запаха, из-за которой их не едят птицы. Существовало поверье, что будто бы они предсказывают погоду. Посадить жучка на руку и проговорить:
«Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или нет?»
Если жучок взлетает при словах «холодно», значит, будет холодно, если же – «нет»- тепло.
- Верно или нет? Проверим летом.
- А летать эти жучки умеют на большие расстояния. Куда и зачем они летят? Англичане однажды увидели облако, как столб прохладного дыма, и вдруг, весь берег красный, и люди ими облеплены.
- Они летят на зимовку, а весной и вначале лета возвращаются. В середине лета могут прилетать в поисказ пищи – ищут, где много тли. Если ветер или дождь – приземляются, чтобы отдохнуть. Однако улетают не все, некоторые из них зимуют в сухой листве.
- Сколько точек у них? Сколько лет? Это неверно, точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит данное насекомое. 2 точки – двуточечные, 5- пятиточечные. Всего их более 1000 видов. Есть еще желтые, коричневые, бронзовые, но все они пятнистые.
- И, конечно, велика сила поэзии сравнений.
(В настоящее время в журнале «Дошкольное воспитание» и других литературных источниках печатается много различных стихов: маленьких по объему и достаточно емких, но все они образны и многокрасочны.)
- Сравнения помогают детям взглянуть на живой и неживой объект природы глазами маленьких исследователей.
«Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой,
У него чудесный золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет.
А знаете ли вы, что есть в природе – «хитрый» апельсин, родина его Китай. У некоторых видов плоды не падают, их нужно срезать, иначе – они снова зеленеют, потом желтеют.
Тонущее дерево – саксаул – загадка природы. Мыльное дерево – название его произошло от того, что если растереть его плоды, образуется пена. А вот самая высокая трава в мире – банан (высота его может достигать 18 метров).
Вывод. Вот если каждого ребенка мы смогли заинтересовать, увлечь, вызвать у него желание наблюдать, сформировали умение видеть объект, слышать его душой, то мы с уверенностью можем сказать, что этот ребенок в дальнейшем не растопчет цветок, не пнет ногой собаку, не испугается грома, не пройдет мимо сломанной ветки или чьей-то жизни. Его душа прикипит к родной природе, как к родной матушке.