Лучший педагог года

Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.

Черкасова Валентина Николаевна
Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

«Творческий подход к работе с детьми – залог качества экологический знаний дошкольников»

Экология – сказал однажды один ребенок, это когда люди улыбаются! А если так, то подарить людям улыбку – значит, увеличить в мире количество добра, снять тем самым с души тревогу и злость, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле. А как нам это сделать?

Я не буду сейчас говорить о методах, приемах, они все очень важны и вам, конечно же, хорошо известны, а расскажу о том простом и, вместе с тем, сложном…

Публикация «Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников,» размещена в разделах

- в первую очередь мы стараемся научить ребенка наблюдать, ведь только присмотревшись повнимательнее к чему-то, можно в обыденном, увиденном множество раз, рассмотреть что-то новое, необычное и столь интересное.

Сначала нужно постараться заинтересовать ребенка, чтобы у него появился интерес – затем желание наблюдать, а дальше - умение видеть (развитие наблюдательности).

Как же мы этого добиваемся? Попробую рассказать Вам на примере проведения «Дня цветов».

1 этап. Узнать о цветах как можно больше. Лучше начать с одного цветка, на первый взгляд, самого обычного, встречающегося на каждой весенней полянке.

«Одуванчик»

Заинтересовать детей: «А знаете ли вы, ребята, почему этот цветок назван так?».

Легенда: в маленьком селении в глубине леса жила девочка-молочница. Посла она козу и всем, кто просил, продавала молоко. Была она очень добра, приветлива и миловидна. Всем она умела сказать ласковое слово, даже одно ее появление было желанно людям. За все это прозвали они ее Одуваночкой, так как своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей грусть и тяжелые мысли.

-Выросла она и полюбила жаворонка. Особенно нравилась ей песня без слов, но однажды ей захотелось узнать, о чем же поет ее любимый? Уговорила она жаворонка спуститься пониже и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч?»

Бросилась Одуваночка к жаворонку, хотела удержать его при себе навсегда, но не успела. Взвился ее любимый в небо, и девочка поняла, что утратила счастье свое навсегда. В отчаянии взмахнула она своей косынкой и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор стали называть по имени молочницы – одуванчиками. (Заинтересовали легендой).

«Теперь присмотримся к цветку в сырую погоду». (Учим наблюдать).

- Сырая погода – корзиночки раскрываю (рассказывает цветок, в ясную – раскрываю их рано утром, в три часа дня закрываю. А вот пословица обо мне:

Золотой глазок на солнце глядит,

Как солнце нахмурится,

Глазок прищурится.

Загадка: На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил, огоньки погосил.

А вот в народной медицине – жизни эликсир. Листья весной – витаминный салат; из цветков – варенье, обжаренные корни – заменитель кофе.

Олицетворение образа цветка с другими объектами живой и неживой природы притягивает внимание детей, сподвигает их к наблюдению.

Как это сделать? Можно создать цветочную аллею, на которой каждый ребенок посадит свой цветок, и будет в дельнейшем ухаживать за ним.

«А знаете ли вы, почему одуванчик называют сорняком?». А можно провести конкурс «Очаровательный сорняк».

- Вы знаете, что их вырывают и выбрасывают как ненужные?

- Какие еще растения попадают в их число? Так ли они бесполезны и безобразны?

- Рисование сорных растений (у нас – одуванчик). Не их вина, ребята, что люди предпочли выращивать другие растения.

- А давайте создадим клумбу из сорняков, ведь в их числе много красивых цветов. (Интригующие сравнения такого красивого цвета с сорняком еще больше разжигают интерес к нему. Подводит детей к пониманию, что в мире природы, как и у людей, у всего свое место, у всего – своя польза и предназначение).

Затем происходит процесс наблюдения – зарисовка в альбоме «Наблюдаем – рисуем»: 1. когда посадили, 2. когда подросли, 3. когда зацвели?

Но одуванчик растет не только на лугу, но и на лесной полянке. И вот мы будто бы отправимся с вами в гости к лесным жителям. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками…хорошо… лес… а на пеньке сидит старичок-лесовичок.

- А вы правила поведения в лесу знаете? Сейчас мы и проверим!

Викторина. Из всего количества правил выбрать те, которые применимы для поведения в лесу.

Активация детей на сотрудничество: вместе определяем, какие правила подходят, какие – нет. Правильность ответов вызывает у детей чувство гордости, что добавляет позитивное мироощущение детям, что считаются с их маленьким жизненным опытом, они делятся своими знаниями.

1. Ветки не ломайте, деревья ведь не каменные, ни травинку и лист не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями побрасаться, венки плести, букеты рвать, завянут – выбросим. Подумаешь, много зелени в лесу – еще вырастит.

3. Наконец-то, можно пошуметь, покричать, поаукать, а главное - никому не мешать.

4. Стараемся никому не мешать, а то лес испугается, затаится, и мы не увидим ничего интересного, ни одной лесной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, растоптать.

6. Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый в природе делает свое полезное дело.

А можно подобрать стихотворение, которое поможет научить детей делать логические выводы. Стихотворение «Прогулка»

Мы приехали на ручку

Воскресенье провести

А свободного местечка

Возле речки не найти…

Мы по берегу прошли

И поляночку нашли,

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки,

И как будто, нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Мы купались, загорали,

Жгли костры, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли…

- Какие правила поведения забыли дети и взрослые?

- Интересное есть не только в мире растений, но и в мире насекомых.

- А вот красивая приметная букашка – божья коровка. Почему она такого цвета? (маскировка: стой, не тронь меня – я – не вкусная еда?

- А знаете ли вы, что насекомых называют по-другому – шестиногие (у всех у них 6 ног? Эти насекомые схожи с другими, но есть еще немало особенного, свойственного только им.

- На первый взгляд – безобидный жучок, а на самом деле – хищник. Его еда – крошечные тли, которые сосут сок растений. За 1 день съдает он 200 тлинок, а личинка около 400. наши предки называли его солнышком.

- Почему же сейчас его зовут так? Корова дает молоко, жуки тоже выделяют «молочко» - оранжевую жидкость, неопрятного запаха, из-за которой их не едят птицы. Существовало поверье, что будто бы они предсказывают погоду. Посадить жучка на руку и проговорить:

«Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или нет?»

Если жучок взлетает при словах «холодно», значит, будет холодно, если же – «нет»- тепло.

- Верно или нет? Проверим летом.

- А летать эти жучки умеют на большие расстояния. Куда и зачем они летят? Англичане однажды увидели облако, как столб прохладного дыма, и вдруг, весь берег красный, и люди ими облеплены.

- Они летят на зимовку, а весной и вначале лета возвращаются. В середине лета могут прилетать в поисказ пищи – ищут, где много тли. Если ветер или дождь – приземляются, чтобы отдохнуть. Однако улетают не все, некоторые из них зимуют в сухой листве.

- Сколько точек у них? Сколько лет? Это неверно, точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит данное насекомое. 2 точки – двуточечные, 5- пятиточечные. Всего их более 1000 видов. Есть еще желтые, коричневые, бронзовые, но все они пятнистые.

- И, конечно, велика сила поэзии сравнений.

(В настоящее время в журнале «Дошкольное воспитание» и других литературных источниках печатается много различных стихов: маленьких по объему и достаточно емких, но все они образны и многокрасочны.)

- Сравнения помогают детям взглянуть на живой и неживой объект природы глазами маленьких исследователей.

«Одуванчик»

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый молодой,

У него чудесный золотистый цвет

Он большого солнца маленький портрет.

А знаете ли вы, что есть в природе – «хитрый» апельсин, родина его Китай. У некоторых видов плоды не падают, их нужно срезать, иначе – они снова зеленеют, потом желтеют.

Тонущее дерево – саксаул – загадка природы. Мыльное дерево – название его произошло от того, что если растереть его плоды, образуется пена. А вот самая высокая трава в мире – банан (высота его может достигать 18 метров).

Вывод. Вот если каждого ребенка мы смогли заинтересовать, увлечь, вызвать у него желание наблюдать, сформировали умение видеть объект, слышать его душой, то мы с уверенностью можем сказать, что этот ребенок в дальнейшем не растопчет цветок, не пнет ногой собаку, не испугается грома, не пройдет мимо сломанной ветки или чьей-то жизни. Его душа прикипит к родной природе, как к родной матушке.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» Эссэ «Мой подход к работе с детьми» В детстве, когда я ходила в круглосуточный детский сад, то всегда думала о том, как мои воспитатели.

Мой подход к работе с детьми.Мой подход к работе с детьми. Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху». Малколм Форбс. Детям в современном.

Мой подход к работе с детьмиМой подход к работе с детьми Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду,.

Мой подход к работе с детьми. Инструктор по физической культуре Лукьянова Евгения Андреевна «Дети - самое святое, что есть у человечества, они наше будущее» (неизвестный.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться,.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» Эссе «Мой подход к работе с детьми».Давно принято считать, что воспитатель призван «сеять разумное, доброе, вечное». Сейчас, в век высоких.

Эссе воспитателя «Мой подход к работе с детьми» Эссе «Мой подход к работе с детьми».Давно принято считать, что воспитатель призван «сеять разумное, доброе, вечное». Сейчас, в век высоких.

Эссе воспитателя «Мой подход к работе с детьми» Мой подход к работе с детьми "Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.
Опубликовано: 29 января 2018 в 15:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Черкасова Валентина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД