Лучший педагог года

Творческий педагогический проект в старшей группе «Волшебная Гжель»

Елена Махова
Творческий педагогический проект в старшей группе «Волшебная Гжель»

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории:

Махова. Е. А.

г. Сергиев Посад.

2023г.

Творческий проект

«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»

в старшей группе

Вид проекта : долгосрочный

Продолжительность: 4 месяца

С 1 октября по 1 февраля

Участники проекта :

дети старшей группы,

воспитатели, родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Публикация «Творческий педагогический проект в старшей группе „Волшебная Гжель“» размещена в разделах

«Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждает потребность жизни, повышает культуру жизни».

В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу мы - педагоги, решаем через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством.

Дошкольный возраст – время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создание условий для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель».

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

• Познакомить с народным промыслом гжель, с элементами гжельской росписи, ее истории возникновения.

• Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.

• Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.

• Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.

• Развивать навыки художественного творчества детей.

• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.

• Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.

• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

• Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

• Воспитывать уважение к работе мастеров.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

• Выбор темы, её актуальность;

• Изучение методической литературы по теме проекта;

• Составление плана работы по проекту;

• Создание развивающей предметно – пространственной среды;

• Подбор наглядно – иллюстративного материала;

• Накопление информации и материалов по теме проекта;

• Создание в группе уголка изделий из гжели;

• Подбор художественной литературы по теме проекта;

• Создание картотек дидактических, подвижных игр, загадок, стихов, по теме проекта;

• Разработка бесед, конспектов познавательных и творческих занятий;

• Консультации родителей по теме проекта.

ВТОРОЙ ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

• Познавательная деятельность

Беседы: «Синее чудо Гжели», «Народные умельцы»,

«В гости к мастерам», «История возникновения гжели»

«Какими цветами и узорами расписана посуда из гжели».

Чтение сказок, рассказов, стихов.

Отгадывание загадок.

Раскрашивание раскрасок.

Рассматривание красочных иллюстраций.

Продуктивная деятельность:

Декоративное рисование на тему: «Рисование элементов гжельской росписи на полосе», «Роспись тарелочки», «Роспись кувшина», «Роспись досочки», «Чайная пара», «Украшение рукавички», «Гжельская елочка».

Декоративная лепка на тему: «Чайный сервиз».

Аппликация на тему; «Гжельский цветок».

Конструирование из бумаги на тему: «Кружечка Гжель».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Узнай по описанию»,«Что лишнее»,«Собери узор», «Расскажи про свой узор»,«Разрезные картинки».

Подвижные игры: «Карусель»,«Жмурки»,«Золотые ворота», «Ручеек»,

«Горелки»,«Платок».

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

• Обобщение результатов работы;

Оформление выставки рисунков на тему: «Сказочная гжель»;

• Составление картотек дидактических, подвижных, стихов, загадок для детей старшего возраста по теме проекта;

• Презентация материалов проектной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

• Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи;

• Раскрашивание и рисование по теме проекта;

• Прослушивание песен в исполнении Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» и «Сказочная Гжель» Музыка В. Темнова.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

• Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок, просмотр презентаций по теме проекта;

• Рассматривание изделий из гжели, иллюстраций;

• Совместное художественное творчество.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ

Консультации и беседы с родителями:

«Особенности гжельского орнамента»;

• «Развитие творческих способностей дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством «Гжель»;

«Как развивать у детей творческие способности»;

«Художественно-эстетическое воспитание в семье».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к русскому – народному промыслу Гжель;

• Дети познакомятся с искусством Гжели;

• Повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности;

• Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы;

• Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры;

Дети научатся передавать простейшие элементы узора: розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль; самостоятельно выбирать цвет, материал;

• Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр;

• Появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности;

• Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:

«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»

НОД «Сказочная Гжель» (с показом презентации).

Цель: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжель».

Ознакомление с окружающим миром. «Из чего же мастера изготавливают посуду».

Цель: закрепить знания о материале, из которого изготовлена посуда, развивать мышление, бережное отношение к посуде.

Декоративное рисование «Гжельский узор на полосе».

Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью.

«Путешествие в мини-музей».

Цель: формировать представления о традиционном русском промысле «Гжель».

Декоративное рисование «Составление узора по мотивам гжельской росписи».

Цель: продолжать развивать интерес к гжели; учить видеть ее красоту; выделять элементы росписи.

Развитие речи «Гжель».

Цель: чтение, разучивание произведений фольклора на тему народного промысла.

Декоративное рисование «Роспись тарелочки».

Цель: развивать творческие способности детей.

Чтение художественной литературы:

Сказка «Небесная лазурь Гжели» М. Боброва.

«Синее чудо Гжели»

«Откуда в Гжели синий цвет»

Цель: познакомить детей с искусством гжельских мастеров, через чтение художественной литературы.

Декоративная лепка. «Гжельский сервиз».

Цель: Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Хороводные игры: «Гори-гори ясно»; «Ручеек»,«Жмурки», «Платочек».

Цель: Создать условия для продолжения знакомства детей старшего дошкольного возраста с жанром народного искусства – хоровод.

Декоративное рисование «Чайная пара».

Цель: Учить детей старшей дошкольной группы расписывать посуду, располагая рисунок по форме.

Конструирование из бумаги «Кружечка Гжель».

Цель: Учить изготавливать объемные игрушки из бумаги.

Дидактические игры:«Что лишнее»,«Собери узор»,«Расскажи про свой узор»,

«Разрезные картинки».

Цель: развивать внимание, память, мышление, речевую активность.

Декоративное рисование «Гжельская ёлочка».

Цель: Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту.

Декоративное рисование «Украшение рукавички».

Цель: Развивать творческие способности детей.

РЕЗУЛЬТАТ ДАННОЙ РАБОТЫ

• Дети познакомились с искусством Гжели.

• Дети научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики,

завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль); научились

самостоятельно выбирать цвет, материал.

• У детей и родителей повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности.

• У детей появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании;

• У детей появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

• Дети получили первоначальное представление о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок и различных игр.

• Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;

ВЫВОД

Изучение и сохранение народных промыслов России – одна из задач в воспитании патриотических чувств ребенка. Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

В ходе реализации проекта дети узнали, откуда к нам пришла синеокая сказочная Гжель, познакомились с произведениями народных мастеров, а также научились самостоятельно выполнять элементы гжельской росписи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77», 2022г. ;

2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 74 с.

3. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб. : 2018, № 2.- 20 с.

4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

5. Вохринцева С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 20019. - 8 с.

6. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М. : ПЛАНЕТА, 2016. - 178 с.

7. Лыкова И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет : наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М. : Издательский дом Карапуз, 2018. - 10 с.

8. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста).

9. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 10 с. Алексахин Н. Н. «Голубая сказка» Москва «Народное образование» 1996г.

10. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект в старшей группе «Мы — путешественники»Информационно-творческий проект в старшей группе «Мы — путешественники» Актуальность: Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных,.

Педагогический проект в старшей группе «Книжкина неделя»Педагогический проект в старшей группе «Книжкина неделя» Проект «Книжкина неделя» Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид проекта: творческий, краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: дети старшей.

Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –.

Педагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группеПедагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группе Что такое вода?Что такое вода? Малышам интересно! И зачем нам вода? Призадумались вместе. А вода - это друг, Без воды не прожить! И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий педагогический проект в старшей группе «Волшебная Гжель»
Опубликовано: 18 августа 2024 в 01:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий педагогический проект в старшей группе «Волшебная Гжель»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Махова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД