Елена Махова
Творческий педагогический проект в старшей группе «Волшебная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории:
Махова. Е. А.
г. Сергиев Посад.
2023г.
Творческий проект
«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»
в старшей группе
Вид проекта : долгосрочный
Продолжительность: 4 месяца
С 1 октября по 1 февраля
Участники проекта :
дети старшей группы,
воспитатели, родители воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Творческий педагогический проект в старшей группе „Волшебная Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждает потребность жизни, повышает культуру жизни».
В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу мы - педагоги, решаем через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством.
Дошкольный возраст – время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создание условий для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• Познакомить с народным промыслом гжель, с элементами гжельской росписи, ее истории возникновения.
• Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
• Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.
• Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.
• Развивать навыки художественного творчества детей.
• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.
• Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.
• Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
• Воспитывать уважение к работе мастеров.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Выбор темы, её актуальность;
• Изучение методической литературы по теме проекта;
• Составление плана работы по проекту;
• Создание развивающей предметно – пространственной среды;
• Подбор наглядно – иллюстративного материала;
• Накопление информации и материалов по теме проекта;
• Создание в группе уголка изделий из гжели;
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Создание картотек дидактических, подвижных игр, загадок, стихов, по теме проекта;
• Разработка бесед, конспектов познавательных и творческих занятий;
• Консультации родителей по теме проекта.
ВТОРОЙ ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
• Познавательная деятельность
Беседы: «Синее чудо Гжели», «Народные умельцы»,
«В гости к мастерам», «История возникновения гжели»
«Какими цветами и узорами расписана посуда из гжели».
Чтение сказок, рассказов, стихов.
Отгадывание загадок.
Раскрашивание раскрасок.
Рассматривание красочных иллюстраций.
• Продуктивная деятельность:
Декоративное рисование на тему: «Рисование элементов гжельской росписи на полосе», «Роспись тарелочки», «Роспись кувшина», «Роспись досочки», «Чайная пара», «Украшение рукавички», «Гжельская елочка».
Декоративная лепка на тему: «Чайный сервиз».
Аппликация на тему; «Гжельский цветок».
Конструирование из бумаги на тему: «Кружечка Гжель».
• Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Узнай по описанию»,«Что лишнее»,«Собери узор», «Расскажи про свой узор»,«Разрезные картинки».
• Подвижные игры: «Карусель»,«Жмурки»,«Золотые ворота», «Ручеек»,
«Горелки»,«Платок».
ТРЕТИЙ ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• Обобщение результатов работы;
• Оформление выставки рисунков на тему: «Сказочная гжель»;
• Составление картотек дидактических, подвижных, стихов, загадок для детей старшего возраста по теме проекта;
• Презентация материалов проектной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
• Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи;
• Раскрашивание и рисование по теме проекта;
• Прослушивание песен в исполнении Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» и «Сказочная Гжель» Музыка В. Темнова.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
• Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок, просмотр презентаций по теме проекта;
• Рассматривание изделий из гжели, иллюстраций;
• Совместное художественное творчество.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ
Консультации и беседы с родителями:
• «Особенности гжельского орнамента»;
• «Развитие творческих способностей дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством «Гжель»;
• «Как развивать у детей творческие способности»;
• «Художественно-эстетическое воспитание в семье».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к русскому – народному промыслу Гжель;
• Дети познакомятся с искусством Гжели;
• Повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности;
• Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы;
• Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры;
• Дети научатся передавать простейшие элементы узора: розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль; самостоятельно выбирать цвет, материал;
• Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр;
• Появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности;
• Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:
«ВОЛШЕБНАЯ ГЖЕЛЬ»
НОД «Сказочная Гжель» (с показом презентации).
Цель: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжель».
Ознакомление с окружающим миром. «Из чего же мастера изготавливают посуду».
Цель: закрепить знания о материале, из которого изготовлена посуда, развивать мышление, бережное отношение к посуде.
Декоративное рисование «Гжельский узор на полосе».
Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью.
«Путешествие в мини-музей».
Цель: формировать представления о традиционном русском промысле «Гжель».
Декоративное рисование «Составление узора по мотивам гжельской росписи».
Цель: продолжать развивать интерес к гжели; учить видеть ее красоту; выделять элементы росписи.
Развитие речи «Гжель».
Цель: чтение, разучивание произведений фольклора на тему народного промысла.
Декоративное рисование «Роспись тарелочки».
Цель: развивать творческие способности детей.
Чтение художественной литературы:
Сказка «Небесная лазурь Гжели» М. Боброва.
«Синее чудо Гжели»
«Откуда в Гжели синий цвет»
Цель: познакомить детей с искусством гжельских мастеров, через чтение художественной литературы.
Декоративная лепка. «Гжельский сервиз».
Цель: Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Хороводные игры: «Гори-гори ясно»; «Ручеек»,«Жмурки», «Платочек».
Цель: Создать условия для продолжения знакомства детей старшего дошкольного возраста с жанром народного искусства – хоровод.
Декоративное рисование «Чайная пара».
Цель: Учить детей старшей дошкольной группы расписывать посуду, располагая рисунок по форме.
Конструирование из бумаги «Кружечка Гжель».
Цель: Учить изготавливать объемные игрушки из бумаги.
Дидактические игры:«Что лишнее»,«Собери узор»,«Расскажи про свой узор»,
«Разрезные картинки».
Цель: развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
Декоративное рисование «Гжельская ёлочка».
Цель: Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту.
Декоративное рисование «Украшение рукавички».
Цель: Развивать творческие способности детей.
РЕЗУЛЬТАТ ДАННОЙ РАБОТЫ
• Дети познакомились с искусством Гжели.
• Дети научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики,
завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль); научились
самостоятельно выбирать цвет, материал.
• У детей и родителей повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности.
• У детей появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании;
• У детей появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
• Дети получили первоначальное представление о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок и различных игр.
• Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;
ВЫВОД
Изучение и сохранение народных промыслов России – одна из задач в воспитании патриотических чувств ребенка. Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
В ходе реализации проекта дети узнали, откуда к нам пришла синеокая сказочная Гжель, познакомились с произведениями народных мастеров, а также научились самостоятельно выполнять элементы гжельской росписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77», 2022г. ;
2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 74 с.
3. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб. : 2018, № 2.- 20 с.
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
5. Вохринцева С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 20019. - 8 с.
6. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М. : ПЛАНЕТА, 2016. - 178 с.
7. Лыкова И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет : наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М. : Издательский дом Карапуз, 2018. - 10 с.
8. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста).
9. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 10 с. Алексахин Н. Н. «Голубая сказка» Москва «Народное образование» 1996г.
10. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
11. Интернет ресурсы.