Бешкарева Наталия
Творческий отчет «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему для самообразования.
Для формирования связной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Мною был разработан план работы на 2018-2019 учебный год:
1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме
Публикация «Творческий отчет „Театр как средство формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Работа с детьми в данном направлении:
1) Педагогическая диагностика;
2) Подбор дидактического материала и игр;
3) Оснащение центров «Театр» и «Речевое развитие» необходимыми пособиями и атрибутами;
4) Составление картотек на развитие связной речи, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений;
5) Разработка конспектов ОД и инсценировок спектаклей.
3. Работа с родителями:
1) Выступление на родительском собрании;
2) Подготовка консультаций, папок – передвижек, буклетов;
3) Анкетирование родителей.
Были определены цели и задачи работы.
Цель: развитие речи детей в театральной деятельности.
Задачи:
• активизировать и обогащать словарный запас детей, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса.
• развивать монологическую и диалогическую формы речи, умение строить диалог;
• Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра.
Поставленные задачи осуществлялись по трем направлениям:
1. «Развивающая среда»
2. «Дети»
3. «Родители»
Работу я начала с изучения методической литературы по данной теме:
1. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -N4.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп. 2005. -N4.
3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп-1999. - N11. и т. д.
4. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
5. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput83.htm
Первое направление – создание развивающей среды
В группе был обновлен центр «Речевого развития» играми по развитию речи, различными атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастик, играми для развития мелкой моторики рук.
Так же был обновлен центр «театра» разными видами театра :
• настольным (конусный, театр на ложках);
• пальчиковым;
• плоскостным
Второе направление – это работа с детьми.
Мною были составлены и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая («Дружба», «Матрешка», артикуляционная («Любопытный язычок») и дыхательная гимнастика («Трубач»). Составлена картотека пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.
Данные элементы ежедневно включала в режимные моменты, а также в непосредственную образовательную деятельность, используя как индивидуальную, так и групповую формы работы с детьми.
В ОД уделяла больше внимания на развитие монологической и диалогической речи, используя при этом упражнения по формированию выразительности речи - произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации; музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений; пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений; упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности. Разработала проект по теме: «Путешествие в страну сказок», который закончился показом театрализованного представления «Путешествие Насти в страну сказок». Ребенок моей группы Семенова Мария в дуэте с Кочуриной Дарьей гр. № 9 «Ягодки» участвовала в городском фестивале детского музыкально-театрализованного творчества «Липецкая звездочка – 2019» в номинации «Страна поэзии» с инсценировкой стихотворения А. Барто «В театре», где получили приз зрительских симпатий.
Третье направление — работа с родителями.
Во взаимодействии с родителями стремилась достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.
Для них я подготавливала консультации и рекомендации такие, как:
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
«Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?»,
«Воспитание дружеских отношений в игре»
Разработала анкеты для родителей и провела анкетирование по темам:
«Речевое развитие ребёнка»,
«Театральная деятельность детей»,
«Оздоровление детей с помощью сказок»
Оформила папки - передвижки :
«Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»,
«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного
возраста»
«Домашний театр».
Разработала памятки и буклеты для размещения в уголке для родителей:
«Игры в слова»,
«Полезные советы для родителей»,
«Пальчиковые игры»
Оформила фотоотчеты :
«В гостях у сказки»
«Мы актеры»
Большую помощь оказывали родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.
Таким образом, по результатам педагогической диагностики, благодаря подобранному и разработанному материалу по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности, созданию развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению можно сделать вывод, что у детей улучшилась степень речевого развития: обогатился и активизировался словарный запас; речь стала более отчетливой, яркой, интонационно выразительной; усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного образа; повысился интерес к театрально-игровой деятельности. Проводя работу в этом направлении в своей группе я решила поставленные задачи на 2018-2019 учебный год.
Свою работу по выбранной теме планирую продолжить и в дальнейшем - создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми для них видами театра и инсценировать сказки, а также совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.
Приложение
План работы на 2018-2019 учебный год
сентябрь
Диагностика
Беседа: «Что такое театр». «Правила поведения в театре».
Привлечение родителей к обновлению центра «Театр».
Консультации для родителей «Оздоровление детей с помощью сказок»
«Воспитание дружеских отношений в игре»
октябрь
Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина»,
упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Оформление буклетов «Пальчиковые игры»
ноябрь
Театральная игра «Ходим кругом».
Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла»,
дыхательное упражнение «Трубач»
Папка- передвижка «Домашний театр».
декабрь
Игра «Дедушка Молчок».
Мимика. Игра «Подбери маску»
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»
Консультация «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
январь
Беседа «Волшебники театра : гример, портной»
игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»,
театральная игра «Актер и режиссер»
Пальчиковая гимнастика «Матрешка»
Памятки для родителей «Игры в слова», «Полезные советы для родителей»,
февраль
Разучивание и обыгрывание слов стихотворения А. Барто «В театре»
Пантомимика «Походка», «Кто я?»,
Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»
Папка – передвижка «Роль театрализованных игр в развитии речи детей
дошкольного возраста»
март
Постановка и показ сказки «Путешествие Насти в страну сказок»
Этюды «Добрый мальчик», «Посещение больного».
Выставка Театр на ложках своими руками
апрель
Показ настольного театра «Маша и медведь» детям младшего
дошкольного возраста.
Игра «Ступеньки доброты»
Театральная игра «Ходим кругом».
Папка - передвижка «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»,
май
Этюды на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели»,
Фотовыставка «Мы артисты».
Рекомендации для родителей «Как интересно провести досуг в кругу семьи»,
«Что такое театр?»,