Цветкова Ольга
Творческий отчет по теме: «Описательные рассказы по картинам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Описательные рассказы по картинам
Цель: Учить составлять связанные рассказы, развивать воображение, словарный запас дошкольников.
Задачи: обучение детей составлению описательных рассказов, развитие словаря для нормального общения ребенка с окружающим миром воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения.
Публикация «Творческий отчет по теме: „Описательные рассказы по картинам“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
При составлении рассказа по картине ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, чтобы правильно их описать. Во всех возрастных группах используются предметные картинки, изображающие как отдельные изолированные предметы, так и группу статичных предметов на нейтральном фоне. Они используются для описания.
Для составления описательных рассказов используются и сюжетные картины, специально созданные для детских садов. Сначала детям нужно осмыслить общее содержание сюжетной многопредметной картины, разобраться во взаимоотношениях изображенных персонажей, представить предшествующие события. Для лучшего восприятия и понимания детьми картины, иногда до ее показа можно провести небольшую вводную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, близких изображенных на картине. Иногда рекомендуется описывать отдельные части картины, если позволяет ее композиция. Некоторые картины лучше описывать сразу полностью, так как иначе можно нарушить целостное их восприятие. Для составления рассказов используются и мелкие, настольные сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся так же, как занятия с игрушками. Поскольку дети на таком занятии получают новое задание, воспитатель может дать образец рассказа. На дальнейших занятиях он дает лишь детям указание о содержании: рассказать, кто нарисован, что делает, где. Если позволяет содержание картинок, можно поставит вопрос: когда происходит действие? Детям 6 лет следует указывать, что необходимо описывать точно, не просто говорить «здесь», «там», а, например: около дорожки скамейка, вдалеке домик, направо от елки прячется за кустом зайчик. При описании картинок дети выходят к столу воспитателя, показывают картинку всем, а, затем, глядя на нее, описывают, придерживаясь плана, который дал воспитатель. По окончании рассказа картинка кладется на стол воспитателя или, что лучше, вставляется в наборное полотно, чтобы все дети видели. Дети, выслушав рассказ товарища, следят, правильно ли он поставил картинку на нужное место, и в случае необходимости поправляют его. Одно-два подобных занятия, проведенные в первые месяцы учебного года, хорошо подготовят детей к дальнейшему участию в дидактических играх с картинками.
Дидактические игры на описание
В методической литературе немало дидактических игр на описание : «Чудесный мешочек», «Отгадай кто это?», «Отгадай какой цветок», «Магазин игрушек». Дидактические игры на описание проводятся после нескольких занятий по обучению рассказыванию, так как важными условиями является активное участие всех детей, определенный ритм, свободное владение материалом, что обеспечивает живость ее проведения.
Большинство игр на описание имеет четкие правила, которые вначале сообщают детям. Дети обязательно подчиняются этим правилам. Например, в играх типа загадки правило состоит в следующем: описать предмет, не называя его.
Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх является образец рассказа (особенно при объяснении новой игры) и план рассказа, так как часто рассказ-описание в игре включает в себя какие-то элементы.
Использование схем в составлении описательных рассказов
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Существует ряд методик развития речи (О. И. Соловьевой, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохина и др.) При обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для детей с указанной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Мы попытались разработать систему занятий для детей с общим недоразвитием речи. Обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубиштейна, А. М. Леушинской, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Мы решили обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказа по демонстрируемому действию; по серии сюжетных картин; по одной сюжетной картине; на основе сравнения предметов; составление описательного рассказа о предметах.
Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых нами схем. Лист ватмана разделен на 6 квадратов (по количеству характерных признаков или объектов либо времен года, о которых надо рассказать)
Описание игрушек
1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет – форма.
2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход,медведь, этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом бумаги.
3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например, большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы отдельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик) этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на одном – двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей.
(схема 1)
Описание предметов одежды
1. Цвет. В квадрате 3 -4 цветовых пятна: красное, желтое, синее и зеленое.
2. Материал. На ватман наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы или размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
3. Части одежды. Изображен сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.
4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень, зиму.
5. Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика, девочки.
6. Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Вот пример описания платья по данной схеме.
Это платье красное. Оно очень красивое. Оно по – моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый воротник, кружева. Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью… Это платье для девочки.
(схема 2)
Описание предметов посуды
1. Цвет. В квадрате 3- 4 цветовых пятна.
2. Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами – на листе изображения цилиндра, шара т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.
4. Материал. На ватман приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора – материалов, которые трудно отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.
5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, крышка, носик и т. д.
6. Действия с посудой. Изображена кисть руки.
Приведем пример по данной схеме.
Это чайник. Он большой, белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветви рябины… и еще золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, еще ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайнике сыплют чай, а потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно, а то разобьешь его и еще ноги обожжешь.
(схема 3)
Описание овощей и фруктов
1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.
2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.
3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.
4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка.
6. Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят и т. п.
Приведем пример описания.
Капуста зеленого цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжелая, а бывает и поменьше. По вкусу она немножко горькая. Растет капуста на грядке. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит. То есть щи. Еще из капусты варят борщ, солят ее. а вот солянку из капусты делают.
(схема 4)
Описание времен года
1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.
2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.
3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, ка выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и т. п.
4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают: появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т. п.
5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимнее пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.
6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.
7. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые птицы детям, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.
8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т. п.
(схема 5)
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи.
В заключении отметим, что эти и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах\. А также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной подготовке вопросов.