Любовь Егорова
Творческий отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет
по развитию игровой деятельности в младшей группе.
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Публикация «Творческий отчет по развитию игровой деятельности в младшей группе» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Игра занимает в жизни малышей важное место. В основе игры лежит личный опыт ребенка и, чем он богаче, тем больше возможности воспроизвести его в игровой, условной форме. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Педагогу следует в своей работе не только учитывать и опираться на детский реальный опыт, но и активно его формировать. Поэтому, работая с детьми младшего дошкольного возраста, наблюдая за их игрой, отметила, что игрового опыта у них еще нет, не проявляют интерес к игрушкам или на короткое время их привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними; игровая деятельность у них как бы «запрограмированна». Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, часто не специфических (постукивали, сосали, грызли). Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровые действия с ними и закладываются основы сюжетной игры.
Выделяю этапы становления игровой деятельности :
Манипуляция с предметами.
Предметные и предметно-игровые действия с игрушками.
Действия с предметами заместителями в сюжетной игре.
Действия с «мнимыми» объекта и переход к условным действиям – жестам.
Этап становления сюжетно-ролевой игры, где действие или предмет, замещается движением или словом.
После изучения методической литературы, прохождения курсов, диагностики игры детей моей группы поставила перед собой задачи:
Научить разнообразным играм и игровым действиям моих малышей, играть не только рядом, но и вместе, объединяя действия одним сюжетом.
Быть готовой играть с ребенком на уровне его потребностей, помочь ребенку решить его игровую задачу доступным для данного ребенка способом:
подражанием
использование указательного жеста
по образцу
по речевой инструкции
Для решения задач по обучению детей процессуальной игре использую комплексный подход:
организую предметную среду.
Игровую комнату оформляю яркими пятнами, где обязательное присутствие четырех основных цветов (прихватки, салфетки, посуда, чайный сервиз и т. п). Это постоянно побуждает детей к игре и им интереснее наблюдать за предметно - игровыми действиями взрослого, обучаться и подражать действиям педагога. В групповой комнате организую зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляю игрушечную посуду; обустраиваю уголки для приготовления еды, укладывания спать игрушек; наборы одежды. Куклы разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные и другие). В определенных местах размещаю машинки, строительный материал, резиновые игрушки животных для разыгрывания различных сюжетов, ставлю наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т. д. Учитываю удобство игрового пространства, у детей должна быть возможность играть как поодиночке, так и небольшими группами. Детям удобно играть в игровых зонах, игрушки все доступы, игровое пространство не ограничено. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравиться.
Обогащение жизненного опыта детей:
организую, наблюдения за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментирую их действия;
привлекаю их к посильному участию в жизни группы : выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;
обогащаю не ситуативный опыт детей: читаю им книжки, рассматриваем вместе и обсуждаем картинки, рассказываем истории из жизни взрослых, других детей и пр.
организую, наблюдения детей за предметно - игровыми действиями взрослого, обучаю их воспроизводить, подражать действиям педагога при обыгрывании сюжетных и дидактических игрушек.
Личностно ориентированное общения воспитателя с детьми:
Каждый новый год моей работы начинается с адаптационного периода. В этот период решается одна из важнейших задач:
Наладить доверительное отношение с каждым ребенком
установить с ним эмоционально-положительный контакт подарить малышам минуты радости
попытаться вызвать у них положительное отношение к группе, к детскому саду
вызвать у него доверие и желание действовать вместе.
Ведь малыши очень чутко реагируют на отношения взрослых. Они не будут играть, если почувствуют равнодушие взрослого к игре, фальшь в поведении или чрезмерное обилие поручений. Подсказка на каждом шагу как бы усыпляет инициативу ребенка, ограничивает его активность.
В ходе игры стремлюсь к равноправному партнерству, обращаюсь к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраиваю свои действия к действиям ребенка. Стараюсь в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, т. е. проявляю заботу и внимание. Наблюдаю за игрой, проявляю интерес к действиям малыша, поощряю его, радуюсь тому, как он хорошо играет. Это все стимулирует игровую инициативу детей. Играя с детьми, помогаю ему адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
На начальных этапах обучения важно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам и научить их играть рядом, не мешая друг другу. Для этого использовала специальные приемы:
Привлечение внимания ребенка к действиям с игрушкой другого ребенка.
Обмен игрушками между детьми.
Положительная оценка ребенком действий сверстника по подсказке взрослого.
Но при всем этом, необходимо пробудить игровую активность детей и разнообразить ее. Тут выступаю инициатором игры, дети являются лишь активными наблюдателями.
Поддержка игровой инициативы ребенка :
Методические приемы:
Демонстрация игрушки.
Показ педагогом действий с игрушками.
Совместные педагога с ребенком предметно-игровые действия.
Обучение детей отраженному выполнению действий с игрушками.
Самостоятельное обыгрывание игрушек.
Демонстрируя игрушку (собачку, кошку, корову, петушка, ежа, учу ребенка первым игровым действиям с ней :
- Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: «Ав! Ав! Аф!».
-Саша, как лает собачка? Ответ Маши:
-«Ав! Ав! Аф!».
- А собачка еще ходить умеет, посмотрите, как она ходит, переваливаясь с ноги на ногу, и бегать за малышами: «Ав! Ав! Аф!», а еще она умеет вставать на задние лапки, вот так, и просить сладости: «Ав! Ав! Аф!». Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? И т. д.
Игры «Кто в домике живет», «Покормим зайку», «Матрешка пришла в гости» и др. – выполняя действия с игрушками, стремлюсь вызвать эмоциональное отношение ребенка к обыгрываемой игрушке, поддержать интерес к разнообразным действиям с ней. Обращаю внимание на облик животных, предлагаю им погладить игрушку – зверька, покормить его, взять игрушку в руки, поиграть с ней: поплясать, погулять с ней по группе : «Вышла курочка на травушку, похаживает, она деток на травушку приманивает. – Ну-ка, деточки, цыплятки, все за мной, все за мной…». У детей появилось желание действовать с игрушками – животными. Проводилась кропотливая, систематическая работа по обучению каждого ребенка умению действовать с игрушками. Эти игры помогли мне в активизации детей, в объединении их в небольшие группы по 2-3 малыша.
Дальнейшим этапом моей работы для повышения знаний детей было внесение в совместную деятельность картинок, отображающих игру детей, действия взрослых, сказочных героев. После рассматривания этих картинок дети получили представление о предметах, которые необходимо было брать для той или иной игры. Приятно отметить, что мои малыши хорошо понимали содержание картин и некоторые действия переносили в свою игру. Так дети научились катать друг другу мяч по скамейке, прокатывать мяч в воротца.
Интересно проходили игры с использованием литературных текстов. Например, при чтении стихотворения А. Барто «Бычок» использовала кроватку-люльку с постельными принадлежностями, игрушечного бычка. «…спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок…». Укладывая бычка на глазах у детей, сопровождала свои действия стихами. Кроватка вместе с бычком была внесена в игровую зону, если кто-то из детей обнаруживал кроватку пустой, тут же начинались поиски бычка, и игра возобновлялась.
Наблюдаю за игрой, чаще дети играют с любимыми куклами и машинами, в основном все заняты игрой. Необходимо закрепить игровые навыки в совместных играх с взрослыми и расширять в процессе самостоятельной деятельности игровой опыт детей.
На первом этапе старалась сформировать предметно-игровое взаимодействие, т. е. умение играть вдвоем, парами. Начинала игру сама, предлагая ребенку поймать катящийся к нему мяч; повозить в коляске куклу, мишку, катание тележки, вагончиков, привезти кубики для постройки домика, строительство башенок, обыгрывание постройки и т. д.
Выстраивание последовательности игровых действий.
Наблюдаю и учу не только изолированным игровым действиям с игрушками, но и выстраивать цепочку из них, объединенную жизненной логикой, т. е. учу сначала большому числу игровых действий, а затем игровых сюжетов, а главное - учу отображать жизненные ситуации. «Куклы уже поели, они наверное хотят теперь спать». Заранее подготавливаю два комплекта постельных принадлежностей, сдвигаю между собой два стульчика (кроватки). Укладываем спать. «Они поспали – хотят умываться, купаться, гулять, играть с собачкой и т. д.».
В работе с детьми широко использовала систему дидактических игр: «Назови игрушку», «Напоим куклу чаем», «Построим зайке домик», «У нас порядок», «Расскажем мишке, как надо встречать гостей» и др. Дидактические игры использовала самые разнообразные (по содержанию, используемому материалу, форме проведения, так как овладение ребенком прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества упражнений.
Самостоятельная игра детей проходит более успешно, если в не последовательно вовлекаются условно-образные и реалистические игрушки, а затем игрушки заместители. Важно помнить, что эти игрушки должны напоминать реалистический предмет.
При введении в игру предметов-заместителей первоначально осуществляла игровые действия с ними (подношу ложку-палочку ко рту куклы, намыливаю куклу мылом кубиком и при этом словесно указываю на условное значение предмета) : «Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и смысл производимого с ним действия: «Намылю голову, теперь спинку, лапки. Водичкой смою мыло, ой мишке в глаза попало, заплакал. Маша, принеси водички, я ему глазки промою, ой вода горячая, что нужно сделать? – добавить холодной. Вот помоем теплой водичкой глазки, он не будет плакать».
Отметила, что введение в игру предметов-заместителей значительно расширяют ее горизонты, делают более интересной, содержательной, творческой.
Виды игрушек:
вид – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов.
вид – условные (прототипические, лишь условно воспроизводящие детали предмета (плита, на которой нарисованы конфорки и духовка).
вид – предметы – заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении (камушки, пуговицы, ракушки).
Наблюдая за играми детей, отметила, что родители очень мало помогают в закреплении игровых навыков, полученных детьми в группе, поэтому родителям предложила анкеты. Проанализировав заполненные анкеты, увидела две крайности: или родители совсем не обращают внимание на игры детей, пытаясь заменить живое общение игрушками. Или играют в современные компьютерные игры, используют много технических игрушек.
Нет комплектов игрушек, таких как кроватки, столы, коляски, одеяла или миски для кормления, коврика для сна, поводка для прогулок для игры с собачкой, нет настольно-дидактических, театральных игр – забав.
Решила провести консультацию по использованию игр и игрушек для детей этого возраста. Оформила папку – передвижку с вопросом: «Какие игрушки нужны вашему малышу?».
Возрос подлинный интерес и внимание к игре детей со стороны родителей.
Обобщим материал:
Необходимо предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
Играть с детьми, помогая им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
Формировать умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т. д., использовать мотивы знакомых сказок.
Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т. д.).
Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит. д.).
Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Играть роль за себя и игрушку.
Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.