Илюшкина Зинаида
Творческая встреча с мордовской поэтессой Татьяной Мокшановой «Литературная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка посвящается проблеме формирования и укрепления положительной мотивации к изучению мордовского фольклора, воспитания уважения, чувства гордости к культуре мордовского народа. Данная разработка помогает расширить опыт своевременного использования различных форм и методов в непосредственно образовательной деятельности, а так же может быть полезна воспитателям, как образец, для проведения схожих по типу мероприятий.
Публикация «Творческая встреча с мордовской поэтессой Татьяной Мокшановой „Литературная гостиная“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Мордовия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2017
Творческая встреча с мордовской поэтессой Татьяной Мокшановой в детском саду. (Литературная гостиная).
Цель: познакомить детей с творчеством мордовской писательницы, редактором журнала «Чилисема» Татьяной Мокшановой.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей читать стихи на русском, мордовском языке, закрепить знания о мордовских поэтах, совершенствовать познавательные и умственные способности и речь детей.
Развивающие: развивать творческую личность детей, развивать позитивные взаимодействия родителей и детей при подготовке фольклорного мероприятия.
Воспитательные: совершенствовать способность детей наслаждаться самобытным творчеством мордовского народа, чувствовать и понимать образный язык.
Предварительная работа: знакомство с творчеством мордовских поэтов, заучивание стихов Т. Мокшановой и других мордовских писателей.
Оборудование: мультимедийная установка проектор, аудиозапись мордовских песен «Луганяса келунясь», «Полянка» сл. А. Норкина, муз. Н. Кошелевой, выставка «Портреты мордовских писателей», слайд презентация.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под музыку Н. Кошелевой, слова А. Норкина.
Педагог. Шумбрата итть, шумбрата инжить!
Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной.
Дети, как называется республика, в которой мы с вами живем? (Мордовия)
Мордовия! Земля моя,
Отчизна роз и соловья
Мордовия! Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!
Действительно, наша Мордовия богата талантами, очень много поэтов, писателей.
Дети смотрят на слайды.
1 слайд
Павел Яковлевич Машканцев
Ребенок. (П. Мошканцев – писатель, поэт, для детей им написано 11 книг. В его книгах живут добрые и заботливые юные герои, которые любят мастерить, делать полезные вещи.
2 слайд
Юрий Никитич Азрапкин
Ребенок. (Юрий Азрапкин написал много стихов о детях и для детей, пишет он в основном на мордовском языке. Книги его небольшие, в них много тепла и юмора
3 слайд
Федор Семенович Атянин.
Ребенок - творчество Федора Атянина многогранно, он обогатил мордовскую литературу песнями, поэмами, рассказами, сказками. Его герои наделены красотой, смелостью богатырской силой. при создании стихотворений и сказок Федор Семенович опирался на фольклор родного народа.
4 слайд
Федор Николаевич Бобылев
Ребенок. Федор Бобылев подарил своим юным читателям около 20 книг, стихи его дарят детям улыбку, радость. Федор Николаевич очень наблюдателен, он мог показать интересно, по новому то, что в жизни для нас кажется обыденным.
5 слайд
Серафима Марковна Люлякина
Ребенок. Серафима Люлякина – песенннца. Она создала много сказок, баллад, песен, частушек. она опубликовала в республиканской периодической печати, коллективных сборника.
6 слайд
Яков Максимович Пинясов
(Реб. - Я. Пинясов как детский писатель занял одно из ведущих мест среди литераторов. Для юных читателей им написано много сказок о животных и птицах, волшебных, бытовых. Почти все его сказки коротки, язык их прост и понятен.
7 слайд
Татьяна Дементьевна Тимохина
Ребенок. Она член Союза писателей. Она увлекательно пишет о трудолюбии, аккуратности, вежливости, любви к мордовскому народу, удивительно просто рассказывает в своих книжках о красоте родной природы, увлекательно рассказывает о мальчишках и девчонках с их особым миром забав и приключений.
8 слайд
Роман Федькин
Ребенок. Один из первых поэтов Мордовии. Его книги переведены на русский язык. (Голубика, «Девочка и рыбка и другие произведения).
Педагог. Богата и уникальна мордовская культура наших предков, современников, поэтому мы своевременно стараемся привить им видение мира, научить их любить малую Родину.
Дети читают стихи мордовских писателей.
Нашу речку не узнали.
Не журчит она, молчит.
(Ю. Азрапкин)
Осень
Ветер рвет с осины
Красную листву-
Поезд журавлиный
Режет синеву.
Холодны закаты,
Убраны поля! –
Хорошо всегда ты,
Родина моя.
(М. Машканцев)
Педагог. Наши далекие предки после трудовой деятельности: посева, уборки урожая, сенокоса собирались всем селом, празднично одевались, готовили национальные блюда и отмечали общественный праздник или на лугу, или возле водоема. Они пели мордовские песни, играли в подвижные игры.
Подвижная мордовская игра «Горшочки».
-Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты и мы формируем навыки их исполнения.
Частушки в исполнении детей.
Эрзянская песня «Кафта церат тикше ледихть»
Стихи на эрзянском языке.
Педагог. Дети, вам стихи понравились? (Да) Эти стихи написала эрзянская поэтесса.
-Я хочу представить вам Татьяну Петровну Мокшанову – члена Союза писателей, редактор журнала «Чилисема». Она написала произведения, которые наполнены любовью к родному краю, языку и культуре. Они лиричны и написаны красивым образным языком. Живет она в нашем поселке. Водит детей в наш детский садик. Это мама Миши Швецова.
- У нас есть много вопросов, которые мы хотели бы задать Татьяне Петровне. (Вопросы к Татьяне Петровне в виде интервью.)
- Когда Вы написали первые стихи?
- Кому Вы посвятили свои первые стихи?
- Вы пишите, когда появляется у вас вдохновение или спонтанно?
- Когда вдохновение вас посещает чаще?
- Расскажите о своих творческих планах?
Педагог. Дети, на прощанье я прошу вас выразить Татьяне Петровне ваши пожелания.
Педагог. Уважаемая Татьяна Петровна, спасибо, что вы пришли к нам! Спасибо за ваши стихи, желаем вам творческих успехов! (Сын дарит цветы)
Поблагодарить детей и поэтессу, поскольку у мордовского народа есть обычай – угощать гостей мордовскими блинами, мы приглашаем всех за накрытые столы.
Список использованной литературы
1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
4. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
5. Лисьмаприне : Вишкинетнень туртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
6. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
7. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.
Автор: Илюшкина Зинаида Петровна
Место работы: МДОУ «Детский сад № 81»