Мартысюк Наталия
Техника оригами как средство развития детского художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Техника оригами, как средство развития детского художественного творчества
Почему именно оригами? Целесообразность введения курса обосновывается двумя обстоятельствами: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.
Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
Затем ребенок встречается с бумагой — включается тактильное восприятие. Пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
Готовая фигурка — это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.
Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.
Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают.
Цель.
Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
Задачи.
1) Обучающие:
• дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
• расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств Юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
• информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними;
• учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
• привлекать к изучению математики, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.
2) Развивающие:
• стимулировать развитие памяти;
развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
• способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
• развивать способности к концентрации внимания;
•развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.
3) Воспитательные:
• воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
• воспитывать аккуратность и точность;
•воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе.
Схема проведения занятия.
1. Подготовка.
- Определение темы и цели занятия.
- Определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми.
- Принятие решения о типе осуществляемых детьми действий, характере обратной связи, способах подачи учебного материала.
2. Обучение.
- Объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе занятия;
- Обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных понятий, терминов.
- Побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез.
- Обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех стадиях учебного общения.
- При обучении двигательным навыкам — текущий контроль, по итогам I и II полугодий — обеспечение плавного перехода от освоения одного навыка к другому (основной принцип дидактики).
3. Оценивание.
1) Проверка умения детей применять усвоенный материал в новых ситуациях.
2) Оценка интереса детей к изучаемому предмету, теме.
3) Сравнение достижений детей с целями и задачами данного занятия, темы, модуля, курса в целом.
Из истории оригами.
Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» — сложенный и «ками» — бумага. Оригами — это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.
Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка.
Поделки можно включать в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.
Освоение оригами начинается с изучения схем и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д. На этом этапе работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный порядок работы. Неверное их прочтение не позволит достичь результата. На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Пальцами он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами, даже собственным запахом.
И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия.
Развитие речи.
Фигурки — это символы, и это дает возможность ребенку додумать их, пофантазировать.
Фигурка, сложенная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка. Часто он отождествляет себя с игрушечным персонажем, представляет себя то трусливым зайцем, то злым волком, а то прекрасной царевной. Он разговаривает со своей игрушкой, что-то рассказывает, выдумывает самые невероятные истории. Так рождается сказка. Ребенок учится не только складывать, но и сочинять.
Использование поделок дает неисчерпаемые возможности для упражнения детей в пересказах — свободном художественном, кратком, выборочном. Итогом такой работы может стать конкурс на лучшего пересказчика с обязательным использованием поделок.
Еще один важный аспект этой работы — развитие художественного вкуса, формирование умения передать настроение и отношение к своему сказочному герою. Ведь поделки изготавливаются из цветной бумаги или раскрашиваются.
Очень большое значение имеет сотрудничество детей во время занятий,. На занятиях дети с удовольствием помогают друг другу. Особенно им нравится обучать оригами неумелых взрослых — родителей, бабушек, старших братьев и сестер, когда те приходят на занятие или на праздник.
Очень большое значение имеет привлечение к занятиям оригами семьи ребенка. Ведь семья — это тот мир, в котором формируется личность, ее духовное богатство и ценности. Например, новогодний праздник «Ёлка в стиле оригами», для которого дети и родители сами готовят маски и костюмы, придумывают игры и конкурсы с игрушками оригами, украшают елку своими работами, оформляют выставку. Праздник не только является итогом большой работы всех педагогов, но и дает дополнительный заряд положительных эмоций, формирует мотивацию к достижению успеха у всех детей и взрослых, так как все без исключения участники и зрители делают игрушки и дарят их друг другу.
Методы.
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Приёмы.
Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
Выполнение действий с детьми с проговариванием.
Выполнение действий по пооперационным картам.
Памятка по использованию техники оригами:
Заготовки делает взрослый.
Бумага тонкая, упругая, хорошо сгибающаяся, цветная.
Заготовка точной квадратной формы.
Показ проводится – на столе.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.
Линии сгиба тщательно проглаживаются.
Совмещение углов и сторон должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.
Конспект занятия по оригами в старшей группе «Собака»
Цель: обогатить практический опыт художественно-творческой деятельности ребенка использованием различных техник в работе с бумагой.
Вид детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
Тип занятия: практикум по выполнению аппликации.
Методы и приемы работы с детьми.
Практические: сгибание, наклеивание, рисование.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, готового образца изделия.
Словесные: обсуждение с детьми.
Форма занятия: групповая.
Задачи.
Обучающие:
– закрепить знания предметов геометрической формы «квадрат», «круг», «треугольник», «линия»;
– обучить детей различным техникам и приемам работы с бумагой;
– создавать композиции, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
– развивать фантазию и творческие способности детей;
– развивать глазомер и мелкую моторику рук;
– развивать память, воображение мышление, изобретательность;
– развивать усидчивость, трудолюбие и аккуратность.
Воспитательные:
– воспитывать у детей доброе отношение к животным;
– воспитывать любознательность, аккуратность;
– воспитывать трудолюбие при выполнении работы;
– воспитывать интерес к творчеству.
Основные термины, понятия: оригами, квадрат, круг, треугольник, сгиб, линия.
Демонстрационный материал: образец готового изделия, иллюстрации.
Раздаточный материал:
цветная бумага квадратной формы 10х10см, белая бумага для основы.
Оснащение:
цветная и белая бумага, клей карандаш, цветные карандаши, фломастеры, образец готового изделия, стихотворение, загадки, иллюстрации.
Ход занятия:
1. Приветствие
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Постановка учебной задачи
Организационный момент
Педагог загадывает детям загадку:
А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит как звонок.
Познакомьтесь, наш…
Дети: щенок.
Педагог: совершенно верно, маленький щенок. Ребята, а у кого из вас есть домашние питомцы?
Дети: ответы детей.
Педагог: читает стихотворение и показывает иллюстрацию картинки, на которой изображен щенок.
Жил в конуре у нас щенок,
К нему ходить я в гости мог.
Но конура мельчала: в ней
Нам было с каждым днём тесней.
И вот сегодня поутру
Мы с ним не влезли в конуру.
Немудрено: Щенок подрос,
Теперь он - здоровенный пёс!
Подготовка к практической работе.
Педагог: давайте внимательно рассмотрим нашу поделку.
Из каких предметов состоит аппликация? (будка, щенок, солнце, цветы)
Из каких геометрических фигур состоит будка щенка? (квадрат, треугольник)
В какой технике выполнен щенок? (оригами)
Из каких деталей сделан щенок? (голова, туловище)
Что нужно нарисовать щенку? (лапы, хвост, глаза, нос, ошейник)
Как можно украсить аппликацию? (нарисовать солнце, цветы, бабочки)
Педагог: мы рассмотрели внимательно нашу аппликацию, давайте составим краткий план работы.
1. Сделать деталь туловища из квадрата в технике оригами.
2. Сделать деталь головы из квадрата в технике оригами.
3. Приклеить квадрат на основу (будка).
4. Приклеить треугольник на квадрат (крыша).
5. Наклеить детали головы и туловища на основу.
6. Нарисовать лапы, хвост, глаза, нос щенку, солнце, цветы.
Педагог: составленный план нам поможет в практической работе.
А сейчас давайте отдохнем, проведем физкультминутку.
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
4. Организация рабочего места
Педагог: давайте проверим, все ли принадлежности для занятия у вас есть.
Материалы: клей – карандаш (раздаточный материал выдает педагог).
Инструменты: цветные карандаши, фломастеры.
5. Техника безопасности при выполнении аппликационных работ
Дети повторяют правила техники безопасности.
Правила безопасной работы с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами руки.
При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
Не допускать попадания клея в глаза.
Передавать клей только в закрытом виде.
После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Педагог: молодцы, вот теперь мы можем приступить к работе.
7. Практическая работа
Для изготовления аппликации взять квадраты цветной бумаги 10х10 см.
ля изготовления детали туловища согнуть квадрат пополам (должен получиться прямоугольник).
Для изготовления детали головы согнуть квадрат пополам (должен получиться треугольник).
Для того, чтобы сделать ушки, нужно правый угол загнуть вниз.
Согнуть угол с левой стороны.
Острый угол нижней части детали головы отогнуть назад.
Детали туловища и головы для изготовления аппликации готовы.
На основу аппликации наклеить квадрат любого цвета (прим. 10х10см.).
Для изготовления детали крыши нужно квадрат цветной бумаги согнуть пополам и разрезать по линии сгиба. Полученный треугольник приклеить на квадрат. Получился домик для щенка – будка.
На основу аппликации приклеить деталь туловища щенка.
К туловищу приклеить деталь головы.
Нарисовать глаза, нос, лапы и хвост щенку.
Нарисовать вход в будку (круг) и веревочку от будки к ошейнику.
Украсить аппликацию нарисованной травкой, цветами и солнышком.
6. Подведение итога занятия
Рефлексия.
Педагог: давайте посмотрим, какие красивые работы у вас получились. Выходите и с помощью магнита прикрепите свои аппликации на доску.
Ребята, вы большие молодцы, очень старались, поделки замечательные.
Подведем итог.
Педагог произносит незавершенную фразу и предлагает детям ее завершить.
На занятии мне особенно понравилось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Ответы детей.
Педагог: наше занятие окончено. Молодцы, ребята! До свидания!
Консультация для родителей «Как занять ребенка в свободное время»
У многих родителей возникает вопрос «Чем занять ребенка в свободное время?». Искусство «оригами» увлечет не только ребенка, но и взрослого. Как правильно выбрать бумагу? Какую бумагу следует использовать для работы с детьми?
Подбирая бумагу для работы, нужно учитывать её свойства. Бумага не должна быть слишком плотной, но, в тоже время, должна быть крепкой, податливой, эластичной, ведь, возможно, дети будут сгибать её несколько раз. Желательно, чтобы бумага была приятна на ощупь, не пачкала руки и не ломалась на сгибах, чтобы не вызвать у детей неприятных ощущений. Газетная бумага для работы не годится. Зато можно использовать наряду с цветной бумагой обертки от шоколадок, чая, бумагу для ксерокса и машинописи. На первых этапах лучше использовать бумагу, цветную лишь с одной стороны, тогда при объяснении и складывании цвет может служить дополнительным ориентиром. Детям лучше предлагать бумагу размером 15 на 15 см, а взрослому для объяснения лучше брать квадрат 20 на 20 см. Взрослому важно самому хорошо знать и понимать все то, о чем он будет говорить, и что будет показывать ребенку. Немаловажно, чтоб вы не только знали последовательность изготовления изделия, но и сами без ошибок могли сложить его на глазах у ребенка.
Для этого:
-внимательно изучите чертеж изделия и пояснения к нему, если появились сомнения, посмотрите табличку условных знаков, вновь прочитайте пояснительный текст.
- изготавливая изделия первый раз, не торопитесь, хорошо поглаживайте сгибы, сверяйте свои действия с чертежом.
Прежде всего, важно научить ребенка разглаживать линию сгиба. Обычно они пытаются делать это ладошкой или кулачком. Это не правильно. Уважаемые взрослые, следите за тем, чтобы при складывании изделий в технике оригами дети поглаживали линию сгиба пальцами.
Предложите малышу поиграть в игру «Утюжок». Пусть он сожмет все пальцы в кулачек, а указательным проводит по столу, совершая движения «вперед-назад». Как только это движение у детей получится, - значит «утюжки-пальчики» стали «горячими». Теперь нужно проглаживать бумагу. Для этого приготовьте бумажные квадраты. Попросите ребенка сложить квадрат пополам, а потом, не спеша, прогладить линию сгиба. После того как ребенок научится правильно выполнять это упражнение, можно приступить к складыванию изделий.
Дети быстрее освоят этапы складывания, если вы подготовите и будете предлагать им пользоваться специальными картами помощи. Сделать их очень просто. Выполните основные этапы складывания фигурки из отдельных квадратиков, приклейте их на лист картона и прономеруйте. Тогда дети смогут самостоятельно рассматривать последовательность действий и выполнять их в удобном для себя темпе. При работе с бумагой ребенок может оказаться в ситуации неудачи. Порвалась бумага, и получилась фигурка - и ребёнок расстроился, потерям интерес к делу, а то и расплакался. Нужно найти выход: успокоить, подбодрить, дать новый лист бумаги, не выбрасывать, казалось бы, безнадежный разорванный квадрат, а подрезать его, подравнять и сложить из него или базовую форму, или фигурку. При завершении работы предложите ребенку обыграть фигурку.
Консультация для воспитателей «Работа в технике оригами»
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.
История развития искусства оригами Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно. Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях
Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера - оригамиста Акиры Йошизавы.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Особенности методики работы с детьми по обучению изготовления поделок в технике оригами Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных, поделки для украшения интерьера и т. п.) Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т. п., так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т. п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др., они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше - в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т. п. Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори - сгибать, гами - бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие - лучший подарок. В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.
Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.