Получи документы

Творческая педагогическая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Стерлингова Светлана
Творческая педагогическая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ».

Работа педагога-психолога с воспитателями дошкольной организации является важным звеном в образовательной деятельности. От компетентности педагога в вопросах детской психологии зависит, какие качества личности будут сформированы у современного дошкольника, как он научится регулировать своё эмоциональное состояние, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, состоится ли базовое доверие к миру.

Публикация «Творческая педагогическая лаборатория „Развитие коммуникативных умений педагогов“» размещена в разделах

Значимость коммуникативной компетентности, как важной характеристики педагога дошкольной организации, сегодня декларируется на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» указано, что программа обеспечивает развитие личности ребёнка в различных видах деятельности и охватывает такое направление, как «Социально-коммуникативное развитие». Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в том числе и коммуникативной.

По мнению практиков, основными показателями коммуникативной компетентности педагогов дошкольной организации является конструктивный стиль педагогического общения, эмпатийность по отношению к детям, развитый индивидуальный коммуникативный самоконтроль, интернальность в общении, осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый – ребёнок», открытость и гибкость в общении, нацеленность на успех педагогической деятельности.

Сложность формирования коммуникативной компетентности состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от личных особенностей человека. Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приёмами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребёнка. Это длительный, требующий системного подхода процесс.

В настоящее время дошкольная организация испытывает недостаток в педагогических кадрах. С детьми работают молодые специалисты, воспитатели, уже выработавшие педагогический стаж. В нашем коллективе лишь небольшой процент опытных педагогов среднего возраста от 25-35 лет. Современная молодежь является активным пользователем информационных технологий. Интернет расширяет кругозор, но виртуализация жизни молодых педагогов имеет не только положительные моменты. Социальные сети вытесняют реальное общение, препятствуют развитию речи и культуры общения, что сказывается на профессиональной деятельности и на формировании личностных качеств их воспитанников. Категория педагогов-стажистов, занимающая пассивную позицию, не готова к изменениям, чтобы начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, изменить педагогическую позицию с субъект-объектной на субъект-субъектную.

Перед нами стал вопрос поиска резервов для более эффективной работы по развитию коммуникативных умений педагогов. Создание инновационных моделей методической службы в образовательной организации определило новые формы и методы деятельности, которые способствуют сплочению педагогического коллектива.

Одной из таких форм для нас стала творческая педагогическая лаборатория (ТПЛ). Данная форма создаёт дополнительные условия роста профессионального и творческого потенциала педагогов, помогает сформировать потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании, способствует выработке навыков исследовательской работы, освоению техники наблюдения, эксперимента, совершенствованию умения анализировать и интерпретировать полученные данные с учётом специфики данного возраста.

Творческая лаборатория представляет собой добровольное объединение педагогов для совместной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности для решения задач дошкольного образования. Это совместная деятельность педагогов, направленная на умение находить методически грамотные решения по определённой проблеме. По итогам работы ТПЛ творческая группа составляет аналитические материалы, формулирует рекомендации, буклеты, знакомит коллег с результатами работы. Использование такой формы работы обеспечивает инновационный подход к обучению, наглядность и лёгкость для понимания материала.

ТПЛ состоит из следующих этапов:

Этапы ТПЛ Цель:

I. Организационный Адаптация слушателей к новой обстановке, настрой на взаимодействие, на активный творческий поиск решения проблем.

II. Подготовительный Актуализация основных коммуникативных методов и приёмов.

III. Основной Определение ситуаций педагогического общения применительно к детям; выведение правил педагогического общения.

IV. Дискуссионно-аналитический Анализ проделанной ранее работы; совместные решения проблемных ситуаций.

V. Рефлексивный Подведение итога деятельности творческой лаборатории, определение эмоционального состояния участников.

На первом этапе предлагается игра-активатор «Клубочек», с целью снятия напряжения с участников творческой лаборатории. В начале работы педагоги определяют уровень своего коммуникативного мастерства с помощью теста В. Ф. Ряховского «Оценка общительности». Затем, ставят себя на «лестницу коммуникативного мастерства», состоящую из четырёх ступеней. Педагоги должны адекватно оценить свои позиции, ведь конце встречи они должны вновь определить своё место на лестнице, но уже с учётом полученных знаний о своих гранях общения.

Актуализируя знания и представления по теме «Общение» воспитатели решают интерактивный кроссворд. На втором, подготовительном этапе, педагоги делятся на две группы и интерпретируют пословицы, отражающие сущность и правила общения между людьми, это такие пословицы как «Язык до Киева доведёт», «Мели, Емеля! Твоя неделя».

В мини-лекции о педагогическом общении педагог-психолог и участники лаборатории теоретически рассматривают и практически отрабатывают вербальное и невербальное общение, используя игры и упражнения «Кто в коробочке живет, что в коробочке лежит?», «Узнай по рисунку», «Узнай и назови пословицу». Каждая группа, используя невербальные средства общения (мимику, жесты, передает содержание пословиц, например «Семеро одного не ждут», «Скучен день до вечера – коли делать нечего».

Педагоги тренируют способность передавать суть сказанного своими словами через следующие задания «Перефразирование» – «Уронили Мишку на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Перефразированная пословица может звучать своими словами так «Игрушка упала на пол, с ней очень плохо обращались, но она будет со мной, потому, что я её люблю». При перефразировании важно выбирать только существенные главные моменты сообщения. Воспитатели не задумывались раньше, что от правильно заданного вопроса беседа может состояться или нет. Умение задавать вопросы, это целое искусство. Уточнили, что вопросы бывают открытые («Где?», «Что?», «Когда?», «Как?», «Сколько?», «Каким образом?») и позволяют получить максимум информации. На закрытые вопросы ответ может быть коротким «Да», «Нет», «Не знаю».

Познакомились с инструментами эффективных коммуникаций – видами слушания, которые интуитивно используются воспитателями в работе с дошкольниками, а кому-то необходимо ещё упражняться в их применении. «Активное слушание», это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Выделяют четыре основные техники активного слушания – эхо-техника (отражение, перефразирование, резюмирование, прояснение. «Пассивное слушание» – выражение понимания и поддержки собеседнику. Используются речевые обороты типа «да-да», «ну конечно» и кивание головой. «Эмпатическое слушание» позволяет понять состояние собеседника, идёт принятие и отражение чувств – «Ты очень расстроен». При эмпатическом слушании не дают советов и оценок, не критикуют собеседника, не озвучивают истинные причины его переживаний и поведения.

На третьем основном этапе, группам необходимо было сформулировать правила общения с ребенком («Золотые правила общения с ребенком») в определенных ситуациях и заполнить таблицу. Правило должно быть сформулировано пословицей, поговоркой или метким выражением.

Участники первой группы работали с характеристикой агрессивного ребенка, ими были предложены следующие действия: упорядочить систему требований, следить за своими поступками, показывая ребенку положительный пример. Группа выработала правило «Если на тебя кто-то лает, то не надо лаять в ответ». Очень часто юмор может разрядить напряжённую ситуацию, даже если эта ситуация возникла среди детей.

Другой группе необходимо было выполнить задание «…если у ребенка наблюдаются черты гиперактивности». Педагоги предложили такой вариант действий взрослого – не замечать мелких шалостей ребенка, сдерживать раздражение, не кричать. Группа выработала правило: «Краткость – сестра таланта».

На четвёртом этапе группы презентовали свои наработки. Общение проходило активно, ошибочные взгляды не критиковались и группами были найдены точки соприкосновения по предложенной ситуации. Группы ответили на волнующий всех участников вопрос – почему именно эти методы являются наиболее действенными? Для чего нужны правила общения?

На пятом этапе был подведён итог работы творческой педагогической лаборатории. и. «Лестница коммуникативного общения» показала эффективность удовлетворённость и продуктивность каждого педагога. Почти все участники поднялись со 2 и 3 ступени на последнюю четвёртую ступень лестницы. Педагоги делились мыслями о том, что ведущая роль в общении принадлежит воспитателю и ему необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические коммуникативные навыки.

Таким образом, воспитание ребёнка – всегда двусторонний процесс, в котором взрослые открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Ведь чтобы научить тому или иному виду общения, педагог и сам должен уметь общаться.

Библиография.

1. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) Текст: учебное пособие / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. – СПб. : Издательство «Речь», 2007. – 224 с. : ил.

2. Столяренко Л. Д. Основы психологии Текст: учебное пособие / – Изд. 3-е, пер. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 81с.

3. Станкин, М. И. Психология общения: курс лекций Текст: учебное пособие / М. И. Станкин. – Москва: Воронеж, 2000. – 304 с.

4. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребё нок: эффективное взаимодействие Текст: методическое пособие. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

5. Справочник педагога-психолога. Детский сад. Текст: журнал. – ЗАО «МФЦЭР», 2013, № 5; 2014, № 3.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене»Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая педагогическая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 16:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая педагогическая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Стерлингова Светлана (УИ 2282013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД