Борисова Елена
Туристско-краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Туристско-краеведческая работа в детском саду – это одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности. Она позволяет приблизить обучение ребенка к реальной жизни, познакомить его с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки расположенных рядом.
Публикация «Туристско-краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования личности ребёнка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Туристско-краеведческая деятельность в ДОО дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически и духовно.
Занятия по туристско-краеведческой деятельности я провожу как в ДОУ, так и на свежем воздухе, они дают определенную физическую нагрузку, оказывают содействие физическому развитию ребенка, закаляют организм, учат ориентироваться, приучают к самообслуживанию, развивают наблюдательность, формируют моральные качества : как личностные, так и коллективные - содействуют трудовому, экологическому, эстетическому воспитанию, вооружают детей новыми знаниями.
И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.
Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы : рисунки, аппликации, лепка, конструирование. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс туристско-краеведческой деятельности.
Для организации учебно-воспитательного процесса я использую различные приемы и методы.
Прежде всего - это объяснение и изучение. Здесь мы работаем по разделам: Например: раздел: «Детский сад» - мы изучили название, адрес детского сада, а затем произвели прогулку по его территории, изучая каждый его уголок. Всё это сопровождалось игрой «Найди предмет», т. е. ребята ориентировались на участке по плану и по знакам, выполняя различные задания. Затем мы провели экскурсии по детскому саду с использованием ролевых игр «Кто работает в детском саду» и познакомились с мини музеями нашего детского сада.
По разделу: «Наш район» - мы провели экскурсию по улицам, рядом с детским садом, которая сопровождалась ролевая игрой «Мы – пассажиры». Подошли к проезжей части, обратили внимание на дорожный знак «пешеходный переход», детям было рассказано, как нужно переходить дорогу. По возвращению в ДОО мы поговорили и о других правилах дорожного движения.
Таким же образом мы знакомимся и с другими разделами: «Природа вокруг нас», «Азбука туризма», «Основы безопасности», «Я и моё здоровье», «Организация туристско-краеведческой деятельности», «Туристские соревнования, слеты, конкурсы».
Каждый изученный нами раздел всегда сопровождается, либо экскурсией, либо спортивными играми туристской направленности («Ищи клад», «В гости к дядюшке АУ», «Таежные Робинзоны», «Спортивные соревнования», прохождение препятствий и т. д.). Также мы используем игровые приемы («Обработка ранок, ссадин» - игра Айболит, «Составление аптечки для туристской прогулки», «Практическая работа по укладке рюкзака туриста» и т. д.).
Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
Туристско-краеведческая деятельность с детьми обладает широким и комплексным развивающим потенциалом. Во время прогулок, экскурсий, дети попадают в природную ситуацию, где направляемая мной деятельность, помогает им в развитии активной жизненной позиции, выработке навыков и привычек общественного поведения.
В своей работе я использую туристско-краеведческую деятельность в ДОО, которая является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности детей. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются все основные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей, идет интенсивное умственное и физическое их развитие.