Екатерина Чиркова
Трудовое воспитание в младших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проведенной работе по трудовому воспитанию в младшей группе детского сада
Воспитатель Е. В. Чиркова
Слайд 1 (титульный) Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Трудовое воспитание в младших группах детского сада» размещена в разделах
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду. От того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.
Слайд 2 (задачи трудового воспитания)
В соответствии с образовательной программой в работе с детьми я решала следующие задачи трудового воспитания :
Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).
Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых.
Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Слайд 3
Для решения поставленных задач в работе с детьми я использовала такие виды труда :
1. Самообслуживание: умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Но есть такие дети, у которых эти операции вызывают трудности, но они умеют обратиться ко мне и к няне с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
Во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей, я часто использую стихотворения:
Действия детей Стихотворения
Умываются, моют руки • Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке — ладоши,
Пальчики — Антоше.
• Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
• Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
• После улицы, прогулки,
Перед вкусною едой,
Посещенья туалета
Руки ты всегда помой.
• Стоит только кран открыть —
Потечёт водица.
Руки я могу помыть,
А могу умыться.
• Я с водой дружу всегда
И люблю купаться.
Помогает мне вода
Чистым оставаться.
Убирают вещи • Саша у нас зайчик,
Зайчик — побегайчик!
Зайчик Саша — скок-поскок,
Подберёт штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.
• Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они потом играют в прятки.
Одеваются Умываемся мы чисто,
Одеваемся мы быстро.
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Принимают пищу Хлеб и крошки не бросай
И друг друга не толкай.
Скатерть, платье не марай,
Рот салфеткой вытирай.
И красивый внешний вид
Даст хороший аппетит.
Сморкаются Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Для овладения навыками самообслуживания я использовала потешки, речевки, сказки, небольшие стихотворения, мультфильмы (Маша и медведь – «Большая стирка», Мойдодыр, уроки тётушки Совы)
На второй мл. гр обращала особое внимание детей на алгоритмы (в картинках) одевания и раздевания (в приемной висят); в туалете – алгоритм (картинки) умывания, мытья рук. (слайды 4-6)
2. Хозяйственно-бытовой труд : поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки, поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети часто помогают мне в подклеивании книг, коробочек для игр). Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте (слайды 7-9)
3. Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха). Осенью убирали сухие листья на участке (проводила беседу о погоде, о сезонных изменениях, форма листьев, цвет, названия листьев, от какого дерева листочек) Зимой ребята во время прогулки чистят дорожки, счищают снег с лавочек, с построек (машина, самолет, качель, засыпают снегом кусты, чтобы они не замерзли (слайды 10 - 11)
Слайд 12
Поскольку дети ещё малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, я старалась с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приё мами являются:
• Наблюдение
Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь.
• С наблюдением тесно связан показ (ясли первая младшая группа). Этот приём я использовала постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук я закатывала рукава собственной одежды, а потом помогала это сделать малышам. Пользуясь мылом, я стряхивала с рук воду, вытиралась полотенцем, я делала это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
• Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
• Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
• Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
• Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантиком, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
• Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
• Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
• Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем : «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол». (ясли)
• Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте.
Я хвалю детей за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нахожу положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!»
Поощряя ребёнка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Слайд 13
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.
Чтобы достичь результатов в этой работе я проводила определенную работу с родителями, советовала сделать дома специальную вешалку для одежды ребёнка, крючок в ванной комнате (картинка как в садике, табуреточку около раковины, чтобы ребёнок мог самостоятельно мыть руки. Говорила о необходимости иметь стол для занятий ребёнка. На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями. Родители отметили их целесообразность и доступность. Часто проводила индивидуальные беседы с родителями. Для родителей оформляла стенд «Я сам», подготовила папку-передвижку
«Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста». На родительском собрании проводила анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание».
Таким образом, используя все выше мной сказанные приемы и методы трудового воспитания, я смогла у детей развить интерес к труду в общем; воспитала бережное отношение к предметам, игрушкам, к труду взрослых; приобщила ребят к самообслуживанию и они овладели всеми необходимыми навыками на данном этапе развития.