Елена Лоськова
Трудовое воспитание. Рекомендации для воспитателей подготовительных групп.
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В. А. Сухомлинский «Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания» А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Цель трудового воспитания дошкольника - формирование положительного отношения ребенка к труду. Задачи трудового воспитания в ДОУ Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощью. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива Виды труда; Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой. Труд в природе Ручной и художеств. труд. Самообслуживание- это труд ребенка направленный на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.) . Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Труд в природе - предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Условия организации труда детей Подбор оборудования для труда. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда. Создание мотивации трудовой деятельности. Демонстрация заинтересованности педагога. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка. Поощрения в процессе и по результатам труда Формы организации труда детей Поручения. Дежурства. Коллективный труд. Поручения; Индивидуальные. Подгрупповые. Коллективные. Общие. Кратковременные. Долгосрочные. Эпизодические. Регулярные. Простые. Сложные. Дежурства Индивидуальные. Подгрупповые (по столовой;в уголке природы;подготовка к занятиям) Обязательные. Систематичные. Коллективный труд Общий труд. Совместный труд. Средства, методы и приемы трудового воспитания НОД Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня Наблюдения за трудом взрослых Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым Экскурсии Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.) Дидактические, настольные, с/р игры Рассматривание картин, иллюстраций, картинок Использование ИКТ Интеграция образовательных областей Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: возрастных и психофизиологических возможностей детей; уровня трудового опыта детей; конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; содержания труда. Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным результативным, посильным Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой» Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.) Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки., салфетки для хлебницы и т. п. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны. Проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям. Дозировка труда - под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление Дети 6-7 лет – 20-30 минут Дети 4-5 лет -15-20 минут Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий через 10-15 минут Место детской трудовой деятельности в режиме дня Хозяйственно-бытовой труд целесообразнее проводить в утреннее время до занятия, на прогулке и во второй половине дня. Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака. Как часто организовывать трудовую деятельность Труд по самообслуживанию - ежедневно Ручной труд - еженедельно Хозяйственно-бытовой труд- еженедельно 20-25 мин Труд в природе на участке 10-15 мин - ежедневно в группе Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольники получают возможность ежедневно трудиться. Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.