Анастасия Чаркина
Трудовое воспитание. Поговорим о профессиях
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из способов формирования у ребенка стремление к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых, его видами, орудиями труда, результатами.
Знания о профессии дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, сверстников, с помощью средств массовой информации.
Темочки:
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. (Анализ анкеты)
Воспитание человека-труда -важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности. Воспитание именно такого человека очень актуально в век высоких технологий.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Какие же задачи стоят перед нами:
1 младшая
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
2 младшая
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Средняя
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Формировать интерес к профессиям родителей.
Старшая
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Подготовительная
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Воспитывать уважение к людям труда.
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Какими же средствами добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?
Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно – действенного характера мышления малышей, знакомство с трудом взрослых стоит начинать со знакомства с трудовыми процессами. (используем метод наблюдения, беседа).
Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.
На детей младшего возраста сильное влияние оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п., а также различные действия медицинских работников (врач, сестра).
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Здесь целесообразно использовать экскурсии, встречи с людьми разных профессий, метод проектов.
Наиболее популярные профессии среди дошкольников это (какие профессии ты знаешь) :
Большую роль в формировании правильных представлений о труде играет семья, она больше способствует трудовому воспитанию детей. Дети наблюдают за работой родителей, других родственников, видят, как они интересуются делами друг друга, их взаимопомощью. (Кем работают родители)
Под влиянием целенаправленной работы дошкольного учреждения дети лучше понимают значение трудовой деятельности в жизни каждого человека, в т. ч. родителей, начинают понимать, что мама и папа работают не только для содержания семьи. Старшие дошкольники уже гордятся успехами родителей, рассказывают о них своим товарищам. (Чем занимаются родители на работе)
Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности и тем больше интересуется трудом взрослых, особенно родителей. Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их труда. Однако детские представления о труде родителей значительно беднее, чем представление о труде людей интересных для них профессий. (кем ты станешь когда вырастишь, почему)
И важно при планировании работы по ознакомлению с трудом взрослых учитывать требования ФГОС - учет этноусловий. Знакомясь с профессиями людей родного края, с условиями, в которых приходится трудиться людям, рассуждая на тему, почему та или иная профессия становится национальной, дети выясняют, что это может быть связано с особенностями климатических условий, географического положения, наличия определенных ресурсов в этом крае.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Раннее детская профориентация имеет большое значение в социализации личности. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта, знакомство с профессиями – всё это психологически подготавливает ребёнка к труду. А как говорил А. С. Макаренко «труд всегда был основой жизни».