Алсу Каримова
Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.
Публикация «Консультация „Трудовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка, а именно, в формировании положительного отношения детей к труду.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки.
Я работала по данной теме в течение двух лет с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Группа была не из легких. Детей было 21 человек, из них 14 мальчиков и 7 девочек. Садик у нас был новый. Среди детей были те, которые перевелись из других детских садов. А 10 человек пришли в детский сад впервые, в 4 года.
Пятый год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений и возрастает осознание общественной значимости труда.
В рамках образовательной области «Труд», я разработала перспективное планирование, согласно которому применяла такие формы работы как показ, наблюдения, дидактические игры, изготовление наглядных пособий, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы. В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых я использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», «Ферма», «Аэропорт», «Дорожные движения» и другие. Дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии».
Развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание.
Формируя у детей умения и навыки самообслуживания я проводила дидактические игры «Что за чем?», «Путаница», «Носики-курносики», «Мыльные перчатки» и другие ( цель: сформировать у детей алгоритм действий процессов «одевание», «раздевание», «умывание», «мытье рук», Читали и заучивали пословицы, поговорки о труде. С помощью родителей изготовили наглядное пособие «Одеваемся на улицу», так же проводила консультации для родителей на темы «Одежда детей в летний период», «Одежда детей в зимний период», «О порядке в шкафу».
Хозяйственно-бытовой труд.
Развитие трудовой деятельности мы осуществляли последовательно, начиная с совместного труда и поручений. Дежурство мы начинали постепенно. Сначала поручали тем детям, которые уже ходили в детский сад, со временем к ним присоединились и остальные. Дети с удовольствием надевали фартучки, помогали младшему воспитателю накрывать на стол, расставляли тарелки, салфетницы, приборы.
Формируя у детей привычку поддерживать порядок в группе и на участке, мы проводили такие беседы «Где живет порядок?», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»», дидактические игры «Что не так?», «Что, где лежит?», сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Папины помощники», «Моем посуду». С родителями были подготовлены и проведены консультации «Игры на кухне», «Игры с тестом».
Труд в природе.
Содержанием такого труда являются не только уход за комнатными растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях.
Так, воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, нами был создан экологический паспорт растений с условными обозначениями. Наш экологический уголок был сформирован с родительской помощью: акция «Подари цветок».
В зимний период наша группа принимала участие в конкурсе кормушек для птиц.
Ручной и художественный труд.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, пуговиц, нитей и другого подручного материала. Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное. Также изготовление таких поделок, участие в тематических выставках позволяет расширять представления детей о праздниках, традициях своего народа.
Здесь мы применяем множество техник нетрадиционного художественного творчества в совместной деятельности: «Осенние посиделки» (поделки из природного материала - с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем, «Корзиночки с гвоздиками для мамы», «Танки для папы» (спичечные коробки - с воспитателями).
В итоге моей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями и животными. У ребят сформированы качества личности, как трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость. В труде мои дети даже самые непослушные, неуверенные становились целеустремленными, активными.
Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.