Ольга Сучкова
Трудовое воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". (К. Д. Ушинский)
Классики отечественной педагогики немаловажную роль отводили труду.
В. А. Сухомлинский считал, что труд способенраскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольника» размещена в разделах
А. С. Макаренко утверждал, что человек должен получать от трудаудовольствие, "относиться к работе с любовью", труд должен быть "основной формой проявления личности и таланта".
К. Д. Ушинский говорил, что "воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".
Труд является одним из важнейших компонентов воспитания ребенка.
У родителей/воспитателей часто возникают вопросы: как привлечь ребенка к труду? с чего начать? как заинтересовать свое чадо и привить ему трудолюбие? для чего это нужно?
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Своевременное привлечение дошкольника к посильному систематическому труду необходимо для всестороннего развития. Труд укрепляет физическое здоровье, силу и выносливость, развивает моторику, движения ребенка становятся более уверенными и точными. Такие качества как сообразительность, внимание, наблюдательность, самостоятельность, ответственность, сосредоточенность, нравственность не остаются в стороне. Труд тренирует память, развивает мышление.
Формировать положительное отношение к труду нужно с самого раннего возраста. Чтобы привить ребенку любовь и уважение к труду необходимо соблюсти некоторые условия:
1. Прежде всего, показать должное отношение к труду непосредственно в семье. Личный пример играет во всем огромную роль.
2. С ранних лет у ребенка должны быть определенные обязанности. При этом труд должен быть посильным.
3. Работа должна быть разнообразной и давать возможность на собственном опыте постичь все радости труда (многообразие труда в детском саду позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности).
4. Все заслуги и старания каждого без исключения ребенка должны быть объективно оценены (это может повлиять на дадьнейшие его успехи и неудачи).
5. Дать ребенку понимание того, что у каждого в семье есть определенные обязанности. Это развивает ответственность.
6. Показать ребенку наглядно что и как нужно делать, так как он еще многого не умеет. Но в то же время давать ему учиться на собственных ошибках.
7. Подчеркивать важность проделанной работы для общего блага.
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что детский труд должен быть полон смысла, иметь большое значение.
Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия - сложнейшего свойства личности. Труд должен быть результативным, успешным, постоянно усложняющимся. Сложнейшая задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.