малышева юлия
Трудовое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком».
В. А. Сухомлинский
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
Темочки:
2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными :
• похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
• самоутверждение в среде сверстников;
• желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
• внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Содержание трудового воспитания для детей младшей группы
Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность :
• Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:
o развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
o воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
o стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
o поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
o обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
• Хозяйственный труд в бытовой сфере — развитие базовых навыков:
o аккуратно складывать игрушки;
o помогать сервировать стол;
o сгребать сухие листья на игровой площадке;
o убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
• Труд в природе — формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми) :
o помощь в сборе зрелых плодов и семян;
o забота о зимующих птицах;
o уход за комнатными растениями;
o посев семян.
Формы детского труда
В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда :
• Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
o малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
o детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
• Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
o Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
Приёмы трудового воспитания
В ходе работы по трудовому воспитанию мы используем самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.
Наглядные приёмы
Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:
• наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
• рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
• демонстрация:
o выбора инвентаря или инструмента;
o способа организации рабочего места;
o последовательности выполнения операций, уборки.
Словесные приёмы
Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:
• рассказ воспитателя, пояснения и советы;
• беседы:
o «Любимые игрушки»;
o «Наведём порядок в нашем доме»;
o «Пришли гости»;
o «Маленькое дело лучше большого безделья».
Чтение художественной литературы
В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:
• Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
• А. Лопатина «Золотая иголочка»;
• В. Маяковский «Кем быть»;
• С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
• Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
• В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
• Я. Аким «Неумейка»;
• А. Барто «Девочка чумазая»;
• Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Игровые приёмы
Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.
Сочетание игры и трудовой деятельности даё т отличный эффект: дети запоминают, что трудиться — приятно
Примеры дидактических игр:
Кукла Катя проснулась
Тип: Игры с предметами
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле — партнеру по игре.
Игровые правила: Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой — маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.
Игровые действия: Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.
Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: картинки: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию : «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.
Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством;
Учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой
Кукла Катя обедает
Тип: Игры с предметами.
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Игровые правила: Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком.
Игровые действия: Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницы, поставить стул, посадить куклу за стол.
Хозяйственно – бытовой труд
Подбери посуду для куклы
В этой игре, у ребенка в возрасте 3 - 4 лет, формируются навыки использования посуды, укрепляются знания о различных её видах и типах. Развивается внимание, речь - что имеет особое значение в дошкольном возрасте.
Тип: Игры с предметами
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь.
Игровое правило: По сигналу воспитателя быстро отобрать нужную посуду (чайную, столовую, кухонную).
Игровое действие: Поиск посуды, нужной для работы няни, повара.
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницы, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.
Трудовые поручения :
Расставлять игрушки, книжки.
Раскладывать на столах материал к занятиям.
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей : «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».