Светлана Волощук
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Не каждый родитель знает, как научить ребенка трудиться. В таком обучении помогают воспитатели детского сада и потом учителя в школе. Специально разработанные консультации содержат полезные советы, которые объясняют мамам и папам последовательность действий.
Методика трудового воспитания дошкольников
В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.
Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.
Роль семейных традиций
Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему, как это делается и помочь самому справиться с этим.
Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т. п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.
В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.
Актуальность правильной позиции взрослого
Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.
Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.
Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.
Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.
Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.
Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС
Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.
Когда надо начинать
Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.
В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.
Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.
Как научить дошкольника трудиться
В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.
В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.
До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т. п.
Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т. п.
Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.
Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.
Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.
Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.
Проблемные ситуации
В процессе воспитания могут возникать у родителей разные проблемы. Далеко не все практические советы идеально работают. Нельзя найти методику обучения, которая бы подходила всем детям.
Ситуации для размышления
Если возникает сложная ситуация, то ее лучше решать через педагога. Например, ребенка можно стимулировать убирать за собой игрушки простым способом: ему показывают сломанную куклу и спрашивают, как ей помочь.
Малыш предлагает вылечить ее, а после этого взрослый рассказывает, как избежать таких ситуации и что может привести к ним.
Если ребенок не хочет сам надевать одежду и зашнуровывать обувь (при условии, что он умеет это делать, то родитель может поставить ему условие: мы пойдем кататься на горки, но в случае, если ты все сделаешь.
Детей в садике приобщают к полезному труду – они помогают проводить подготовку к праздникам.
Образование обязательно включает в себя воспитательные моменты. Так детей учат помогать друг другу. Более смышлёный товарищ объясняет что-то сверстнику и т. п.
Формирование навыков занимает время. Поэтому в процессе могут наблюдаться сложности, которые вызовут отторжение у ребенка. В такой ситуации помогает материальное поощрение. Содержание такого метода может быть разным – игрушка, конфета и т. п.
В каждом случае дети могут действовать по-разному и им нужно предоставлять право выбора. Например, если обувь и одежда перепутаны, то их нужно разложить в правильном порядке, отклеенные картинки на шкафчиках приклеивают заново и т. п.
Все ситуации должны отражать действительность и быть применимыми в реальной жизни. Родителям в этом деле отведена главная роль, так как они должны быть положительным примером для детей.
Далеко не всегда метод обучения приносит должный результат, поэтому в случае возникновения сложностей неработающий вариант воспитания убирают.
Главная функция трудового воспитания – это приучение человека к полезной деятельности. Именно от этой привычки зависит то, как он будет работать в будущем, и для общества это важно с экономической точки зрения.
Задача педагога – это просвещение родителей. Специалисты обладают нужными знаниями и умеют их применять. У людей без нужного образования этого навыка нет. С сентября проводятся собрания и консультации, которые направлены на получение практических советов и разбор разных случаев.
Иногда психолог проводит с детьми специальные тесты, которые позволяют выявить проблемные моменты.
Трудовое воспитание начинают с раннего возраста, так как это важная часть будущей самостоятельной жизни ребенка.