Ольга Голышева
Воспитание ценностного отношения ребенка к труду
▼ Скачать + Заказать документы
Голышева Ольга Дмитриевна
Воспитатель МДОУ-детский сад №29
Город Жуковский
Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
«Труд облагораживает человека»
В. Г. Белинский
«Истинное сокровище для людей – умение трудиться»
Публикация «Воспитание ценностного отношения ребенка к труду» размещена в разделах
Эзоп
«Неусыпный труд все препятствия преодолевает»
М. В. Ломоносов
Труд на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует на становление личности. Прогрессивные мыслители, педагоги и общественные деятели подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.
В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую жизнь семьи. В современном информационном обществе иные реалии: период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.
Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье?
Родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в профессиональной сфере.
Некоторые родители считают, желание ребенка трудиться определяется наследственностью.
Трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль. Теоретически родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое воспитание может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе.
Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него. Содержание трудового воспитания сужено, зачастую ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ.
Основным педагогическим условием трудового воспитания в современной семье, по мнению специалистов, является систематическая трудовая деятельность детей дома, которая призвана способствовать развитию в ребенке таких личностных качеств, как ответственность, опрятность, уважение к труду, которые разовьются в трудовое сознание» которая будут содействовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.
Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка заключается в выработке трудолюбия, доброго отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда.
Таким образом, можно выделить основные шаги трудового воспитания детей в семье :
приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания;
постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи;
расширение круга обязанностей, их усложнение;
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
организация домашнего обучения выполнению трудовых операций;
формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы;
учет индивидуальных особенностей ребенка при распределении трудовых поручений;
регулярные поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.
Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого родителям важно понимать, как значение и особенности трудового воспитания детей в семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы приобщения к труду.
Используемая литература
От рождения до школы. Н. Е. Веракса