Ольга Яковлева
Трудовая ответственность ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая ответственности ребёнка дошкольного возраста
Как воспитать сильную и успешную личность? Этим вопросом задаются многие сознательные родители. Как себя вести и что для этого делать?
Прежде всего, родителю важно осознавать то, что ребёнок это отдельная личность с копилкой своих умений и навыков. Эти навыки ещё несовершенные (в силу пока еще неловких ручек, маленького роста, недостаточного опыта). И совершенствуются эти умения именно через трудовой опыт выполнения поручений.
Публикация «Трудовая ответственность ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам! Этим Вы отнимаете у него его успех! Да, он будет делать это медленно и неловко, но он будет делать это САМ! В ходе нескольких попыток ребёнок САМ будет принимать решения: как сделать лучше, аккуратнее, быстрее.
Ребёнок будет трудиться и САМ нести ответственность за результат труда. Выполняя Ваше поручение, ребёнок будет знать, к какой цели ему надо прийти. Ребёнку захочется ещё раз вернуться к выполнению Вашего поручения, и он Вас об этом попросит (инициативность) если Вы правильно поддержите его в это момент. А именно, похвалите: какой он старательный и уже такой «взрослый». Скажите эти слова теплым и дружеским тоном, проходя мимо ребёнка. И не надо! стоять над ребёнком «коршуном» : контролируя и критикуя его!
Одним из условий успешного развития личности является посильный труд с самого раннего возраста.
Ведь только через приобщение к труду : выполнение Ваших поручений ребёнок будет ценить свой труд и то, что сделали другие люди. Если после качественного выполнения Вашего поручения ребёнок получает вознаграждение (сладкое, игрушки, гаджеты, то у ребёнка закрепится стойкая ассоциация «труд – вознаграждение». И у ребёнка будет мотивация трудиться!
Всё, что даётся «за просто так», не ценится. Поэтому не надо бесконечно баловать ребёнка «прелестями жизни» : сладкое, игрушки, гаджеты, весёлый досуг. Этот «десерт» надо заслужить!
Не надо «ловить рыбу за ребёнка»! Дайте ребёнку «удочку» и научите его ею пользоваться!
Научите ребёнка трудиться!
Итак, возможные родительские поручения.
В 2 года ребёнок вполне может убирать свои игрушки в ящик, книжки на полку, знать и класть на место свою обувь и верхнюю одежду. Ребёнок (по Вашей просьбе) может принести Вам какую - то вещь: свою «кружку - непроливайку», тапочки, книжку, игрушку, нагрудник.
Всё это ребёнок делает при Вашем присутствии рядом, но не Вы это делаете вместо него. Ваша задача следить за безопасностью, а не убить инициативу и самостоятельность!
В 3 года ребёнок вполне может быть Вашим помощникам. Например: загрузить, приготовленные Вами, вещи в стиральную машину, подавать Вам грязную посуду для ее мытья, пробовать подмести пол. Ребёнок сам убирает за собой игрушки и одежду.
В 4 года ребёнок может помогать Вам : мыть (небьющуюся) посуду, вытереть со стола после ужина. Ребёнок может : помешать сахар в кружке чая, налить в тарелку со злаковыми хлопьями молоко (из стакана, приготовленного Вами заранее). Ребёнку будет интересно и полезно поучаствовать в творческой части приготовления какого - то блюда. Например, специальной формочкой для фигурного печенья вылеплять из теста фигурки. Ребёнок начинает учиться заправлять свою постель. Ребёнок убирает за собой одежду и игрушки.
В 5 лет ребёнок может участвовать в приготовлении пищи. Например: чистить пальчиками картофель (сваренный «в мундире», подготовить ингредиенты для приготовления салата (рецепт и ингредиенты которого вы обсудили, помешать ложкой салат, кашу, тесто. Сделать для Вас! бутерброд (например, намазать кусок булки плавленым сыром). Дети могут делать мелкий ремонт одежды (например, пришить пуговицу). Ребёнок может подмести пол, рассортировать по цвету вещи для стирки, вытащить вещи после стирки, развесить на сушилку мелкие вещи. Ребёнок учиться сам : намылить мочалку и тереть себя ею во время гигиенических процедур. Старается заправлять свою постель. Ребёнок аккуратно убирает свои книги, вещи, игрушки.
В 6 лет ребёнок может (под Вашим наблюдением ради безопасности) сварить яйца (отслеживая время варки по часам, сварить пельмени, почистить овощи овощечисткой, нарезать варёные овощи для салата. Ребёнок может самостоятельно (имея ранее опыт наблюдения за Вами) приготовить тесто для блинов. Ребёнок умеет пользоваться пылесосом. Делает влажную уборку (протирает полки). Ребёнок загружает стиральную машину, забирает вещи после стирки, мелкие вещи развешивает на сушилку. Ребёнок заправляет свою постель. Ребёнок сам моется мочалкой, учиться регулировать смеситель. Ребёнок аккуратно убирает свои игрушки, книги, вещи. Следит за порядком в своей комнате/ «детском уголке».
В 7 лет ребёнок может сварить макароны, аккуратно натереть не тёрке сыр, налить себе компот, разогреть пищу в печи СВЧ, зашить вещи, разорванные «по шву». Ребёнок 7 лет загружает стиральную машину вещами, разбирает вещи после стирки и развешивает их, собирает вещи с сушилки после того, как вещи высохли, и сортирует их на стопки по признаку принадлежности членам семьи. Умеет пылесосить и делать влажную уборку пола, умеет стирать руками в тазике свои мелкие вещи. Ребёнок умеет частично сменить своё постельное бельё. Ребёнок может сам регулировать температуру воды в смесителе, может самостоятельно принять душ. Убирает за собой книги, учебники, вещи игрушки. Содержит свою комнату/рабочее место в порядке.
Все эти обязанности по выполнению поручений формируют такие качества личности, как: трудолюбие, ответственность, инициативность. Получая за свой труд словесную и поощрительную благодарность от родителей, ребёнок чувствует свою значимость для семьи, что формирует в сознании ребёнка ценность семьи и в адекватную самооценку. Только через свой труд ребёнок научиться ценить труд других людей.
Многие успешные и знаменитые люди шли через преграды. Они повседневно, именно через труд, решали задачи жизни. Только через собственную борьбу с преградами, можно оценить свои силы, наметить перспективу и добиться успеха!
Желаю Вам, уважаемые родители, найти «золотой» баланс в процессе воспитания ребёнка, выбрать свой верный родительский путь. А в награду за Ваш воспитательный труд желаю Вам испытывать родительскую гордость за успехи своего ребёнка!