Марина Дмитриевна Иноземцева
Труд на прогулке как средство развития познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Публикация «Труд на прогулке как средство развития познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Одним из компонентов прогулки является труд (на участке, в природе, трудовые поручения).Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие познавательного интереса к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Дети учатся понимать зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, необходимо учесть его состояние - упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы - ее влажность, плотность и т. п Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду : он становится более осмысленным и целенаправленным.
Трудясь в природе, ребята на практике усваивают взаимосвязь растений и животных, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
Труд на прогулке способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
Воспитание у детей умения принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе, решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения : планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда : кормление птиц, труд на участке, в цветнике, на огороде, в плодовом саду. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
Труд на прогулке лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Труд детей на прогулке должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Труд детей в природе организуют как коллективный, так и в форме индивидуальных поручений. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей -- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
В процессе трудовой деятельности на прогулке дети получают элементарные знания о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы, получают практические навыки. Дошкольники вместе со взрослым ухаживают за растениями и животными; выполняют простые кратковременные поручения, соблюдают правила природопользования (не сорить, выбрасывать мусор в надлежащее место, не ловить и не носить в руках и коробочках насекомых, не срывать цветы на клумбах, собирать осенние листья в компостную яму); помогают высаживать семена овощей, декоративных цветов, зерновых; садить корнеплоды; вместе со взрослым мастерить кормушку для птиц, убирать снег, разбивать на огороде грядки, разрыхлить почву, высеивать семена овощей, цветов, зерновых, высаживать рассаду. Знают и соблюдают основные правила поведения в природе, напоминают о них сверстникам.
Важно, чтобы эти знания и умения помогли ребенку в формировании бережного отношения к природе и сочетались с задачами по воспитанию любви к родному краю.