Ольга Богданова
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний»
▼ Скачать + Заказать документы
Никола зимний - сценарий занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп – сценарий.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать представления детей о русских народных праздниках;
Развивающая:
Публикация «Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет, Сценарий праздника „Никола зимний“» размещена в разделах
- День памяти Николая Чудотворца, Никола Зимний, 19 декабря
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2018
- развивать интерес у детей к русской народной культуре;
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, песни, танцы, игры;
Воспитательная:
- воспитывать уважение к русским народным традициям.
В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним
— интерьер крестьянской избы. Входит ведущая
— воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.
Ведущая.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу
— 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.
Почему дети радуются снегу?
Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
Какую работу выполняли женщины?
Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В народном календаре зима
— самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.
Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.
Ведущая.
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски
и игра в горелки.
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Входят дети с угощением.
Дети.
В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками.
Ведущая.
Проходите, гости дорогие, проходите.
Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.
(Дети рассматривают угощение).
Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.
А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу
— помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот
— приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Хозяин весел
— и гости радостны.
Гость доволен
— и хозяин рад.
Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что ни есть в печи, все на стол мечи!
Много гостей
— много и новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живет.
С миру по нитке
— голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.
Ведущая.
Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».
А сейчас, мальчишки,
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей.
Мальчики повязывают платочки.
Мальчики.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Хором.
Ой, бяда, бяда, бяда,
В огороде лебяда,
Черемуха белая,
Что любовь наделала.
Мальчики.
Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
Я нашел себе невесту,
Говорят, богатая.
Две подружки у нее
И коза рогатая.
Я вам, дедушка Иван,
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Я иду, иду, иду,
Собаки лают на пруду.
Какого шута лаете?
Ведь вы меня не знаете.
Ведущая.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Хором.
Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших у ворот
Все идет наоборот.
Не ругай меня, мамаша,
За помаду и духи,
Ведь не ты же покупала,
Покупали женихи.
Я качалась на качели,
Потеряла брошку,
Не ругай меня, мамаша,
Я люблю Алешку.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я, как картинка.
Ярославские ребята
Невелики
— удалы.
Нашу курочку рябую
На веревочке вели.
Не ругай меня, мамаша,
Что я простудилася.
Я у Коли в коридоре
Танцевать училася.
Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула, он упал.
Я девчонка боевая
И нигде не пропаду.
С самолета упаду,
Отряхнуся и пойду.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущая.
Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.
Звучит фонограмма.
Ведущая.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.
Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки.
Звучит фонограмма.
Ведущая.
Россия, Россия, края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».
Ведущая.
А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».
— Дома ли воробей?
— Дома, кумушка.
— Что же он делает?
— Болен лежит. Болят, болят пяточки.
— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.
— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!
— Дома ли воробей?
— Дома, кумушка.
— Что же он делает?
— Болен лежит. Болят, болят плечики.
— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.
— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!
Ведущая.
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Еще пуще разговор.
Гуси
— в гусли, утки
— в дудки,
Тараканы
— в барабаны,
Чечетки
— в трещотки,
Чайки
— в балалайки,
Кукушки
— в колотушки,
А веселые скворцы заиграли в бубенцы.
Играют, играют, всех потешают.
Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.
Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Где ты был?
Филя.
У матушки.
Уля.
Что мать, гостинцев прислала?
Филя.
Мать прислала оладушек!
Уля.
А где же они?
Филя.
Я их под лавку положил!
Уля.
Экий ты, Филя, чудак!
Филя.
А ты бы, Уля, как?
Уля.
Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…
Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.
Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала сарафан.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в печку положил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в шкаф повесила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…
Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.
Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала барана.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в шкаф повесил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала Настюшку.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.
Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала свинью.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее за стол посадил да чаем напоил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!
Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.
Ведущая.
Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.
Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить
— не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица : «Что ни есть в печи, все на стол мечи».
Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.
Ведущая.
У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Колечко, колечко».
Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего)
— колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:
Колечко, колечко, катись на крылечко,
Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!
Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.
Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень»
- колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню
-В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уж гадали,
Мы давно перстень искали
-Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:
Покатилось колечко с красного крылечка
-По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.
Найди золотое колечко!
Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.