Папки-передвижки

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний»

Ольга Богданова
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний»
▼ Скачать + Заказать документы

Никола зимний - сценарий занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп – сценарий.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательная:

- Формировать представления детей о русских народных праздниках;

Развивающая:

- развивать интерес у детей к русской народной культуре;

- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, песни, танцы, игры;

Воспитательная:

Публикация «Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет, Сценарий праздника „Никола зимний“» размещена в разделах

- воспитывать уважение к русским народным традициям.

В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним

— интерьер крестьянской избы. Входит ведущая

— воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.

Ведущая.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу

— 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.

Почему дети радуются снегу?

Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?

Какую работу выполняли женщины?

Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

В народном календаре зима

— самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.

Ведущая.

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски

и игра в горелки.

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети.

В избу твою жаркую

Мы пришли с подарками.

Ведущая.

Проходите, гости дорогие, проходите.

Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.

(Дети рассматривают угощение).

Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу

— помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот

— приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел

— и гости радостны.

Гость доволен

— и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Много гостей

— много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

С миру по нитке

— голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ведущая.

Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

А сейчас, мальчишки,

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей.

Мальчики повязывают платочки.

Мальчики.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Хором.

Ой, бяда, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

Мальчики.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

Ведущая.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Хором.

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Все идет наоборот.

Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Ярославские ребята

Невелики

— удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

Не ругай меня, мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая.

Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Звучит фонограмма.

Ведущая.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки.

Звучит фонограмма.

Ведущая.

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».

Ведущая.

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят пяточки.

— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.

— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят плечики.

— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

Ведущая.

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Еще пуще разговор.

Гуси

— в гусли, утки

— в дудки,

Тараканы

— в барабаны,

Чечетки

— в трещотки,

Чайки

— в балалайки,

Кукушки

— в колотушки,

А веселые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют, всех потешают.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Где ты был?

Филя.

У матушки.

Уля.

Что мать, гостинцев прислала?

Филя.

Мать прислала оладушек!

Уля.

А где же они?

Филя.

Я их под лавку положил!

Уля.

Экий ты, Филя, чудак!

Филя.

А ты бы, Уля, как?

Уля.

Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала сарафан.

Уля.

А где же он?

Филя.

Я его в печку положил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы его в шкаф повесила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала барана.

Уля.

А где же он?

Филя.

Я его в шкаф повесил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала Настюшку.

Уля.

А где же она?

Филя.

Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала свинью.

Уля.

А где же она?

Филя.

Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

Ведущая.

Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.

Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить

— не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица : «Что ни есть в печи, все на стол мечи».

Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.

Ведущая.

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Колечко, колечко».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего)

— колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень»

- колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню

-В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали

-Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка

-По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

Публикации по теме:

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ В. Астафьев: «Детство и юность всякого человека – слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Методы приобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов России. Это – башкиры, русские, татары,марийцы, чуваши и другие.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре»Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний»
Опубликовано: 2 июня 2018 в 18:49
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Богданова (УИ 266774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД