Получи документы

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы

Ольга Богданова
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы
▼ Скачать + Заказать документы

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ

Для детей 6-7 лет.

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.

Развивающие:

Публикация «Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет, Праздник Ивана Купалы» размещена в разделах

1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

Образовательные:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.

3. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной группы и проводится на спортивной площадке или на участке. В данном материале представлены песни, присловья, загадки, приметы, обрядовые игры и забавы, которые использовались с незапамятных времён на Руси на празднике Ивана Купалы. Отмечался праздник 7 июля - день летнего солнцестояния.

Звучат русские народные мелодии и песни.

Появляется ведущая в русском народном костюме.

Ведущая:

С давних пор, с незапамятных времён на Руси был праздник

Ивана Купалы. Этот день отмечался в честь солнца, цветов и

растений. Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко.

Поднимите свои ручки к нему. Чувствуете, как греет?

И деревья, и цветы – все тянутся к нему.

1. Этюд «Цветы»

муз. Э. Грига «Утро»

Ведущая:

Какая красивая наша цветочная полянка получилась.

Спасибо вам, а теперь рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ:

Тихо звучит таинственная музыка вступления к песне «Солнце красное»

из репертуара анс. «Криница»

«В ночь на Ивана Купалу во всех лечебных травах появляется особая целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать именно в этот день лечебные травы. Некоторые травы собирают ночью в самую полночь, другие утром на заре. Людская молва донесла до наших дней быль о том, как всё это начиналось. Жил-был на свете один знахарь.

Под народную мелодию появляется Знахарь.

Знахарь:

Добрый день, друзья мои!

Как вы сильно подросли!

Все здоровые на вид…

Или что-нибудь болит?

А на праздник, на Купалу,

Много трав целебных стало.

Чтобы поддержать здоровье,

Травы нужно заготовить…

Я о свойстве каждой травки расскажу вам без утайки.

Выходят лекарственные травки - дети с венками на головах из зверобоя, тысячелистника, чистотела, лопуха, одуванчика, ноготков

Зверобой:

На лужайке заревой, где роса и радуга,

Появился зверобой, молодой и радостный.

Вскинул жё лтые лучи и лепечет поутру:

- Я пришёл людей лечить, обращайтесь к доктору.

Тысячелистник:

У травы – красивый листик, имя ей – тысячелистник.

Рану быстро исцелит, возбуждает аппетит.

Восстанавливает кровь, даже прекращает боль.

Чистотел:

Жёлтые цветочки на длинном стебелёчке.

У травы немало дел, а зовётся – чистотел.

Удаляет бородавки, на руках излечит ранки.

Лопух:

Кто из нас лопух не знает? Но никто не собирает.

Чтобы волосы росли у девчонок для красы

Подлинней, да и погуще, лопухом их мойте лучше.

Одуванчик:

Одуванчик, одуванчик! Золотистый сарафанчик!

Аппетит он улучшает и при кашле помогает,

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик - как аптека!

Ноготки:

А вот это – ноготки!

Лепестки у них сорвите, потом горло полощите,

При ангине, при простуде лучше доктора не будет!

Знахарь:

Ребята, а кто-нибудь лечился травами? Какими?

Дети отвечают.

Ведущая:

В этот день все были рады,

Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели, праздник длился всю неделю.

Ведущая приглашает в хоровод.

2. Хоровод «Сударушка»

«Танцевальная ритмика» Т. Суворовой

Ведущая:

На праздник Ивана Купалы самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и заре - зарянице. И вот мы сегодня поиграем в игру «Гори, гори ясно»

3. Игра «Гори, гори ясно»

Ведущая:

Молодцы, ребята! Хорошо вы все играли!

(Дети садятся).

Есть в этот день ещё одна традиция, по поверью в этот день

Надо попробовать очистительную силу жгучей крапивы.

Кучу веток собирали, а потом их все сжигали.

И обычай был таков: перепрыгнуть тот костер.

Знахарь:

Прыгнешь если высоко – урожайным будет год

Но прежде нужно сложить костёр.

Звучит запись песни «Грэчаныки» в исп. анс. «Криница»

4. Эстафета «Сложи костёр»

Ведущая: А теперь будем прыгать через костёр, чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали.

Знахарь: Кто у нас самый смелый и ловкий?

Кто решится перепрыгнуть через крапивный костер? Выходи!

В записи звучит песня «Между серыми камнями» в исп. анс. «Криница»

5. Эстафета «Перепрыгни через костёр»

Знахарь:

Молодцы, ребята! А давайте сейчас соберём разные травы и цветы и сплетём венок.

(собирают травы и цветы).

Мастер-класс: "Плетение венков из трав.

Ведущая:

Есть ещё одно поверье –

На купальскую неделю появляются из тьмы

Ведьмы, черти, упыри…

Но не верьте в сказки эти,

И чертей не бойтесь, дети!

Под музыку Э. Грига «В пещере горного короля» появляется Чёрт.

Чё рт:

Я злой, я ужасный, коварный, зубастый,

Я тоже люблю праздник, хоть я и проказник!

Эй! А ну-ка черти, сильней хвостами бейте!

Мы вам все костры потушим,

Если не будете нас слушать!

6. «Танец чертей»

муз. Э. Григ «В пещере горного короля»

Чё рт: На Ивана, на Купала

Вот была така забава:

В озере, реке купались,

Все играли, все смеялись.

Берёт вёдра с водой.

– Воды много принёс я, поиграем-ка, друзья!

В записи звучит песня «На Ивана, на Купала» в исп. детского хора

«Волшебники двора»

7. Эстафета «Наноси воды»

Ведущая: А вы знаете, ребята, что в купальскую ночь, ровно в полночь,

расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнём горит он.

Этот цветок даётся в руки не всякому. Надо иметь доброе сердце, быть смелым и ловким. Охраняет этот цветок нечисть, потому что он волшебный.

8. Танец «Волшебный цветок»

«Ритмическая мозайка» И. Бурениной

Ведущая:

А в память об этом цветке в народе сохранилась игра «Купальские веночки»

Звучит любая русская народная музыка

9. Игра «Купальские веночки»

Под музыку появляется Баба Яга

Баба Яга:

Здравствуйте, мои касатики! Вы не представляете какое у меня скверное настроение сегодня с утра. Вы в лес ходили? Ну вот! Красный цветок папоротника сорвали? А я ведь всю ночь его сторожила, глаз не сомкнула. Ух, я вас сейчас всех заколдую!

Ведущая:

Ну что ты, бабуленька? Ну что ты, Ягуленька, расшумелась?

Мы тебе сейчас поднимем настроение, поиграем с тобой!

Баба Яга бросает метлу.

Баба Яга: Как ты меня назвала? Повтори-ка.

Ведущая: Бабуленька-Ягуленька!

Баба Яга: Ну это другое дело, приятно даже!

Ведущая: Ребята, а как ещё можно нашу гостью поласковее назвать?

Дети называют.

Ведущая:

Молодцы! Как вы умело справились с нечистой силой.

Ласковое слово – волшебное слово.

Оно и с обидой, и со злобой справится.

Под музыку выбегает Чёрт и крадёт метлу.

Баба Яга:

Ну что, мои касатики, поиграем с моей метёлкой?

Ой, а куда мой транспорт подевался? Ой, ищите, ой, спасите!

Чё рт:

Да вот она, не шуми. Но я тебе её не отдам. Мне скучно, я тоже играть хочу. (Пытается завести метлу как мотоцикл.)

Баба Яга:

Да ты волшебных слов не знаешь, не полетит она. И вообще, ты мешаешь нам веселиться, уходи.

Чё рт:

Не уйду и метлу не отдам. Давай силой мерится, кто быстрее пролетит на метле, тот и получит транспорт этот. Я вот тут ещё одну нашёл, наверно, здешнего дворника, так ты на ней летать будешь, а я на твоей, идёт?

Б. Я и Чёрт обыгрывают ситуацию и чёрт выигрывает.

Баба Яга:

Нечестно так, не правильно, не играю с тобой больше.

Я лучше с моими касатиками поиграю.

10. Эстафета «Кто быстрее пролетит на метле?»

Для муз. сопровождения используется любая рус. нар. музыка в быстром темпе.

Ведущая:

Как здорово мы поиграли и как много вы уже узнали о празднике Ивана Купалы. А завершался праздник вот таким обычаем :

«Нужно искупаться в реке, в озере, чтобы смыть все болезни и горести, которые накопились за год. Предки наши считали, что вода в день Ивана Купалы приобретает особую целительную силу, которая оградит человека от бед, горестей и болезней. Жалко, что возле нашего садика нет ни речки, ни озера.

В записи звучит песня «На Ивана, на Купала» в исп. детского хора

«Волшебники двора»

С брызгалками выбегают Баба Яга и Чё рт и обрызгивают всех с криками:

- Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!

Заключительный итоговый праздник в подготовительной группе.

«Путешествие по народно - земледельческому календарю».

Цель: Закрепить знания детей к истокам русской народной культуры.

Ход праздника:

Сцена тематически оформлена. Создан интерьер русской избы (горницы). На фоне видеозаписи уличного праздничного гуляния

Воспитатель начинает путешествие по народно - земледельческому календарю.

Воспитатель: В русскую народную культуру очень тесно вплетён так называемый «Народный календарь». То есть в календарном году чётко распределялись народные праздники, обычаи и традиции. Год начинается с января месяца. В январе по народному календарю самый значимый праздник Рождество Христово и приуроченные к нему Рождественские святки. Среди обычаев этого праздника хождение молодёжи по домам односельчан с пением специальных святочных песен.

(под песню «В Рождество Христово», дети с рождественской звездой входят в зале.)

1й ребенок: Я маленький юльчик

Сел на стульчик,

В трубочку играю, всех поздравляю!

1-й. С Рождеством вас поздравляем

Счастье радости желаем!

2-й. Сыпем мы для вас зерном

Чтобы дом ваш был с добром.

3-й. Праздник Святки самый длинный

Он весёлый и старинный.

4-й. Наши предки пили, ели

Веселились две недели

С Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья!

5-й. Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили

Следуя традиции

Будем веселиться!

(плясовая - хороводная «Светит месяц») пляшут.

Воспитатель:

.- Следующий большой праздник народного календаря «Масленица». Масленицу называют широким, разгульным праздником. Люди праздновали проводы долгой холодной зимы, выходили на улицу, катались на празднично украшенных лошадях, устраивали кулачные поединки под пение специальных частушек «Под драку», угощались блинами, пели масленичные песни.

1-й. ребёнок Масленица к нам пришла!

Шутки, смех нам принесла,

Песни, загадки,

Да блины сладки!

2-й. ребёнок Не английский, не французский,

Масленица-праздник русский.

3-й. ребёнок. На Масленицу полакомиться блинами вся родня собиралась! Каких только блинов там не было и пшеничные, и гречневые, и тонкие с мёдом, а ещё скороспелые с припёком - подрумянившиеся, с рыбой и луком, с рублёными яйцами, с творогом, с яблочками!

(Дети поют песню. «Вы блины, мои блины…»).

4-й ребёнок.

– Начинается потеха

Для веселья и для смеха

Эй, прохожий - богатырь,

Брось-ка в небо пару гирь!

Участник бросает в сторону зрителей гири из пенопласта.

5-й. ребёнок

- Подходите, разомните кости

Сегодня Масленица приглашает в гости!

выходит атаман читает наказ

Атаман - Кто собрался драться

Своей силой тягаться

Тех просим мы сейчас

Послушать наш наказ!

Не лягаться, не кусаться

Лежачего не бить

По макушке не долбить!

(исп. Частушки «Под драку»).

Под частушки дети показывают традиционные кулачные поединки.

6-й ребёнок. – А в воскресенье наше кончилось веселье

Прощай, прощай, наша Масленица!

Здравствуй, весна красная!

1 ребёнок

С Красной горкой поздравляем!

В этот праздник вам желаем

Чтоб в душе жило веселье

Чтоб сегодня песни пели!

2 ребёнок.

Деньки теплые настали

Нет места горю и печали!

В книгах старых говорится:

«Нужно петь и веселиться!»

3 ребёнок

На гулянье не скучать,

Весну - матушку встречать!

Любимицу народную

Мы все на горку ждем!

Давайте Весну красную

К нам в гости позовем!

(Исполняется веснянка «Жаворонушки». Дети в руках держат птиц.)

(на последнем куплете появляется Весна с корзиной сладких конфет)

Весна: В чужбине свято соблюдаем родной обычай старины!

На волю птичек отпускаем, при светлом празднике весны!

Весна: Объявляем пляску мы. В честь красавицы Весны!

(Красногорская пляска.)

воспитатель.

- Осенью, после окончания полевых работ, молодёжь собиралась на посиделки. Посиделки начинались с праздника Покров (14 октября, поэтому их называли Покровскими посиделками. Месяц октябрь имел названия

«Листопад», ещё его называли «Листобоем». В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь, грязь, отсюда «Грязник». «В грязник ложка воды ведром грязи оборачивается». Глянешь на стол, давали и другие прозвища «Хлебник», «Кисельник». А 14 октября – особый день – Покров Пресвятой Богородицы. В день на Покрова девушки вымаливали у Божей матери хорошего жениха, да семейного счастья: «Матушка – Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». Готовились к празднику всей деревней, прибирали и утепляли избы с приговорами «Покров натопи хату без дров». Старики следили за приметами, а молодёжь собиралась на посиделки.

Выходят дети (девочки) с песней, усаживаются на лавку, принимаются рукодельничать: кто вышивать, кто прясть, кто вязать, кто капусту рубить.

Появляется домовой Кузя из-за печки с шумом не довольный, что его разбудили.

1-я девочка. Ой, девки, что это? Никак нечисть какая-то?

2-я - Да, что ты, подруга, говоришь? Никакая это ни нечисть, а Домовой. Мне бабушка рассказывала, что в каждом доме живёт Домовой – хранитель домашнего уюта и очага. Только нельзя его Домовым называть, не любит он этого.

3-я – А как же его называть-то?

2-я - Хозяином. А ещё лучше – Дедушка-Суседушка. Если к нему с любовью да уважением относиться, чистоту да порядок соблюдать, он будет дом сохранять. От беды его оберегать. И вообще он умный и всё знает.

4-я - Дедушка-Суседушка?

Домовой – Ась?

4-я - можно тебя спросить?

Домовой - Ещё чего? Ишь чё удумали- спросить! Это я у вас спрашивать стану. Загадку мою отгадаете, тогда и спрашивайте.

4-я - Какую загадку?

Домовой- А вот, слухайте. В избе изба, на избе труба, видит пламя народ, а тушить не идёт?

5-я - Я знаю. Это печка. Она находиться в избе, а когда её затопишь, в ней шумит, в трубе гудит, а пламя никто тушить и не собирается.

Домовой - Ну, спрашивай, раз отгадала.

5-я - А расскажи-ка, Дедушка-Суседушка, про старорусские обряды в октябре месяце.

Домовой - А про какой рассказать? Ведь их много.

5-я - Ну, например, что было 7 октября?

Домовой- 7 октября- Фёкла Заревница – считался днё м узлов: всё, что завяжешь в этот день, на счастье.

6-я - А 8 октября?

Домовой- 8 октября на Сергия Капустница - Всей семьёй капусту квасили, капустные пирожки стряпали: «Хлеб да капуста лихого не подпустят».

Домовой рассказывает в избу входят парни.

1-й парень - Здорово, девки! Соскучились тут без нас?

Девка - Не больно-то скучали. Работы вон сколь!

2-й парень - Успеете, гармонист, давай «Саратова»!

(исп. танцы: «Саратова», «Тустеп»,).

Воспитатель.

- К осенним народным праздникам относится праздник святых Кузьмы и Демьяна – Кузьминки. В народе он отмечался как праздник проводов осени и встречи зимы. Другие народные названия этого праздника – Батюшка Козьмодемьян, Козьма и Демьян Курятники, Кузнецы, день Кузьмы и Демьяна. Кузьминки считались и девичьим праздником. Девушки устраивали «ссыпчину», т. е. в складчину устраивали застолье, приглашали парней.

(С песней «Синтитюриха» входят девочки с собой они несут куклу-Кузьму, пшеничный сноп).

1-я - Хозяйка, прими хлебные колосья, а с ними пожелания добра и достатка твоему дому. (Отдают сноп).

2-я - Позволь в твоём доме «ссыпчину» устроить в честь «Кузьминок», в честь нашего дорогого Кузьки.

Хозяйка - Милости прошу, дорогие гости!

3-я - Сегодня праздник Кузьминки - по осени поминки, давайте споём величальную в честь хозяина праздника - нашего Кузи.

(исп. величальная «Кто у нас хороший»).

Воспитатель

- Вот так повторялось из года в год. Жизнь шла своим чередом.

(Выходят все дети).

Воспитатель: в нашем зале собрались творческие дети и все работы, окружающие нас на этой замечательной выставке, яркое этому подтверждение! Вы только оглянитесь, сколько замечательных работ сегодня здесь представлено. Здесь и удивительные поделки из бумаги, эксклюзивные изделия кукол из лоскутков, куклы из ложек, картины нарисованные акварелью, а так же поделки из природного материала, различны плетёные верёвочки, масленица из салфеток, венки из трав.

И всё это выполнили наши дети. Вот сколько талантов у нас в зале собралось!

И на прощание - короткое пожелание:

- Живите здорово!

- Живите богато!

- Дай Вам всего Боже!

- Ну и нам конечно тоже!

-Чтобы было Вам тепло!

- Чтобы было Вам Светло!

- Чтобы счастье водилось!

- И на всех бы хватило!

(исп. «Дудочка»).

Мальчик: Вот так мы живём

Чай пьём, пряники жуём

Мёдом заедаем –

На следующий год Вас в гости приглашаем!

Список литературы.

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2013. - 67 с.

2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб. -метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 208 с.

3. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2013. - 213 с.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 234 с.

5. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством : учебно-метод. пособ. / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 304 с.

6. Науменко, Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах [Текст] / Г. М. Науменко. - М. : Вече,2013. - 132 с.

7. Шорыгина Т. А. Стихи к детским праздникам. Книга для педагогов дошкольного и начального школьного образования. – М., 2013.

Публикации по теме:

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ В. Астафьев: «Детство и юность всякого человека – слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Методы приобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов России. Это – башкиры, русские, татары,марийцы, чуваши и другие.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре»Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы
Опубликовано: 2 июня 2018 в 16:46
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Богданова (УИ 266774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД