Марина Грушина
ТРИЗ-технологии в работе инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Перед современным дошкольным педагогом стоит задача обеспечения вы-сокого уровня дошкольной активности в группе. Это требует, чтобы до-школьники интересовались физическими упражнениями, стремились раз-вить необходимые физические и умственные качества и получали удовле-творение от этих занятий.
Одним из образовательных инструментов, способствующих разви-тию у дошкольников интереса к физическому воспитанию, является созда-ние проблемных ситуаций, доступных для детей. Решение детских проблем в подвижных играх и упражнениях: вера в собственные силы, радость от отдельных маленьких «открытий» делают обучение более интересным и интригующим; создает условия для творчества; включает в себя не только индивидуальные, но и коллективные действия. Это означает, что двига-тельная активность детей в физическом воспитании может быть увеличена.
Публикация «ТРИЗ-технологии в работе инструктора по физической культуре» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Одной из востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретатель-ских задач) отечественного учёного и писателя-фантаста Г. С. Альтшул-лера, направленный на раскрытие творческих способностей детей.
В рамках данного мероприятия хочу представить вашему вниманию методы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по физической культуре.
И начнём мы конечно с разминки. Но разминка не только для тела, но и придётся немного подумать.
1. Метод типового фантазирования.
- Разрешите представиться: Я, волшебник «Наоборот», буду давать вам задания. Вы будите выполнять не прямое указание, а антидействие или антидвижение.
Наклон головы вправо – влево; руки вверх – руки вниз; хлопок перед со-бой - хлопок за спиной, ускорить ходьбу - замедлить ход, шаг вправо - шаг влево и т. д.
2. Синектика (аналогия)
позволяет формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Виды аналогий:
а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);
б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки, прыгаем как воробушки;
в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д. ;
г) сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; зади-ристый как петушки т. д.);
д) преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танце-вать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препят-ствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.
3. Плоскостная «Данетка».
По всему залу раскладывается физкультурный инвентарь в разном коли-честве. Предлагается отгадать с каким пособием будут выполнять игровые действия и почему? Могут предложить разные варианты выполнения упражнений.
– на придумывание новых способов применения предметов;
– на преодоление стереотипа действия с предметом;
– на придумывание названий выполняемым движениям.
4. Метод моделирования маленькими человечками.
Подвижная игра «Будь внимателен». Под музыкальное сопровождение двигаюся все по залу. По окончании музыки надо выполнить задание по зрительному или слуховому сигналу.
- Твёрдые предметы – встать в круг и взяться за руки;
- жидкие – встать рядом, плечом к плечу;
- газообразные – бег врассыпную.
5. Игра «Раньше-позже» – элемент системного оператора.
В развитии навыков подведения итогов физкультурного занятия успешно используется морфологический анализ этап «отслеживания», то, чем зани-мались на занятии (педагог задаё т вопросы: что выполняли перед ходьбой на носках? Что выполняли после бега? Что было раньше: бег или построе-ние в две колонны? и т. д.).
Затем кого-то попросить рассказать последовательность событий. Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до это-го, или что будет после. Можно сопровождать показом.
6. Приём морфологический анализ.
Игра на внимание «Зимние и летние виды спорта» (летние – мяч подбро-сить один раз вверх, зимние – мяч ударить один раз о пол).
7. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Приём «Придумай жизнь».
Предмет: белый лист бумаги.
Применение в ОВД:
1. Цель для метания.
2. Дыхательные упражнения.
3. Игра «Стойкий оловянный солдатик» – удержать равновесие, стоя на листе на одной ноге.
4. Игра «Самый быстрый» – занять место на свободном листе.
5. Игра–эстафета «Пройди по льдинам».
6. Если смять: снежный ком: ОРУ со снежками, игра «Снежный бой» и т. д.
Двигательная и интеллектуальная активность детей является опреде-ляющим фактором и основным условием эффективной творческой работы по физическому развитию. Жизненный процесс современных детей чрез-вычайно насыщен и относительно строго регламентирован, что требует больших физических и умственных затрат, а также интеллектуальных сил.