Павлова Елена Геннадьевна
ТРИЗ-игры на развитие словесно-логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию подборку игр на развитие словесно-логического мышления.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляется два предмета. Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения.
Например: Мел белый, а сажа мягкая
В первой части сказано о цвете. Во второй об агрегатном состоянии. Правильно будет так: Мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая.
Примерный речевой материал:
• Внучка маленькая, а бабушка старенькая
• Ослик Иа большой, а Вини Пух толстый
• Лиса хитрая, а колобок жёлтый
Публикация «ТРИЗ-игры на развитие словесно-логического мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая
• Заяц серый, а петушок смелый
• Винни Пух любит мёд, а Пятачёк розовый
• Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая
• У Пьеро рукава длинные. А у Мальвины голубые волосы.
Игра «Аукцион»
На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета. Тот его и забирает.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, им даются шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки…
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка…
Забивалка, ударялка, стучалка…
( варианты: 1 придумывает остальные отгадывают
Отгадавшему, даётся карточка с правильным ответом)
Упражнение «Поиск аналогов»
Необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам
Например: Мяч-яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины)
Упражнение «Поиск противоположного объекта»
Необходимо назвать объект и как можно больше других объектов ему противоположных
Например : Снег-шерсть (холодный-тёплая, уголь (белый-чёрный, метал9лёгкий-тяжёлый, камень (Мягкий-твёрдый)
Игра «Соедини нас вопросом»
Ведущий называет два слова, не связанных смысловым значением. Нужно придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Пример: Газета-верблюд.
-Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
-Что написано в газете про верблюда?
-Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?
Варианты: Банка-река, Ножницы-дорога, линейка-книга, огонь-ракушка, карандаш-замок, шляпа-мост, солома-телевизор, утюг, трамвай.
Игра «Почему это происходит»
Предложите ребёнку придумать и назвать. Как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей
• Вода в чашке стала цветной
• Внезапно в комнате погас свет
• Пение птиц неожиданно прекратилось
• Маленький мальчик захлопал в ладоши
• Щенок спрятался под шкаф
• В саду вырос большой красивый цветок
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула
Постарайтесь придумать. Как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций.
Игра «Объяснялки»
Перед детьми изображение яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Вариант развития причинно-следственной цепочки:
• В саду стояла яблонька на которой…
• Висели вкусные и спелые яблочки.
• Яблочки были спелые и поэтому сами…
• Сами падали на землю.
• Так как яблочки падали, бабушка…
• Бабушка их собирала.
• Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
• Варила вкусное варенье.
• Варенье было вкусное, поэтому…
• Внуки ели его прямо ложками.
Игра «Почему это происходит»
Предложите ребёнку придумать и назвать. Как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей
• Вода в чашке стала цветной
• Внезапно в комнате погас свет
• Пение птиц неожиданно прекратилось
• Маленький мальчик захлопал в ладоши
• Щенок спрятался под шкаф
• В саду вырос большой красивый цветок
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула
Постарайтесь придумать. Как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций.