Любовь Семенова
Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.
Задачи:
1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
2. Осознание характеристики креативной среды.
3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.
Публикация «Тренинговое занятие „Творческий педагог — креативные дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?
Ответы:
• креативный;
• владеющий современными образовательными технологиями;
• эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;
• открытый новшествам;
• мотивированный на работу с детьми;
• способный к личностному и профессиональному развитию.
Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.
Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.
Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).
Упражнение на сближение участников группы
Игра-фантазия «Магия нашего имени»
Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.
Материалы: мяч.
Время: 10 минут.
Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:
• От кого я получил свое имя?
• Есть ли мои тезки среди известных людей?
• Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
• Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)
• Знаю ли я, что означает мое имя?
• Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2 – 5 минут.
Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.
Вопросы для обсуждения:
1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?
II. Этап – Основная деятельность
Упражнение «Арка»
Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.
Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.
Время: 10 минут.
Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
• Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
• Часто ли возникают такие ситуации?
• Кто подсказал решение или это коллективное?
III. Этап – Завершение
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 7 – 15 минут.
Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.
Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».
Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.
Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.
Пример рекомендаций:
• Регулярно выполняйте физические упражнения.
• Овладевайте техникой релаксации и медитации.
• Совершенствуйте уверенность в себе.
• Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
• Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
• Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
• Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
• Посещайте вдохновляющие места.
• Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
• Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
Рефлексия. Обратная связь.
Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.
В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2).
Литература:
1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.
3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. — 336 с.
4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html
Приложение 1
Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).
Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Подведение итогов:
75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.
54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.
35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.
Приложение 2
Замечательный выбор – Пятачок!
Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!
Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха.
Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!
Ваш выбор – Кролик.
Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!
Олицетворением вашего выбора является Тигра.
Вашей жизнерадостности и энергичности сегодня можно позавидовать. Все свои проблемы Вы воспринимаете с легкостью и молниеносно находите выход из любого положения. Ну а способами решения жизненных неурядиц Вы всегда готовы поделиться с друзьями. Пусть источник Вашей энергии будет неисчерпаем!