Олеся Емельянова
Тренинговое занятие по развитию социальной уверенности и навыков безопасного поведения для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ. Создание условий для преодоления детьми социально неуверенного поведения, реакции беспомощности, состояния паники.
ЗАДАЧИ.
• Способствовать поэтапному освоению способов поведения в проблемной ситуации.
• Развивать умение прогнозировать последствия ситуации, принимать верное решение.
• Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого человека.
УСЛОВИЯ И ОБОРУДВАНИЕ.
Публикация «Тренинговое занятие по развитию социальной уверенности и навыков безопасного поведения для старших дошкольников» размещена в разделах
В теплое время года - участок с верандой, несколько детских стульев, емкости с водой / тазы, ведра /, хлопчатобумажная салфетка для каждого ребенка, красный и серый шифоновые платки, несколько телефонных аппаратов /трубка с кнопками/.
В холодное время года возможно проведение в музыкальном зале, оборудование то же, дополнительно ширмы для огораживания «дома».
Ход ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
1. Этап восприятия.
Психолог привлекает внимание детей, совершая резкие и быстрые взмахи красным шифоновым платком, предлагает им ответить, что им напоминает платок. Оценивая положительно все ответы, акцентирует внимание на сравнении платка с пламенем, огнем. Психолог рассказывает о том, что огонь помощник человека, но при неосторожном или неправильном обращении может быть опасен.
Дети совместно с воспитателем вспоминают правила пожарной безопасности. После одобрения детских ответов, психолог задает детям вопрос о том, что же все-таки нужно делать, если случится пожар.
Обычно дети отвечают - «тушить пожар», «звонить пожарным, милиции».
В таком случае психолог спрашивает детей о том, может ли на самом деле ребенок потушить пожар, и что же конкретно нужно сделать, чтобы приехали пожарные.
В этот момент наиболее важным является побуждение детей высказывать все имеющиеся у них мысли, оречевлять чувства, подводя их с помощью вопросов к пониманию того, что ребенок не может и не должен самостоятельно справиться с пожаром, даже если пожар возник из-за его неосторожных или намеренных действий.
Далее психолог говорит детям, что знает, что должен делать каждый ребенок в такой ситуации и сейчас их научит.
2. Этап эмоционального вживания, проигрывания.
Психолог говорит детям, что самое главное это не боятся, потому, что взрослые, узнав о том, что ребенок в опасности, сразу поспешат ему на помощь, и для этого им нужно дать об этом знать.
Во-первых, нужно попробовать покинуть помещение, в котором возник пожар, выбраться на улицу, а там громко закричать «пожар» и обратится за помощью.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖАР, ПОЖАР!»
Детям предлагается играть в «доме» - веранде и, по сигналу психолога, который начнет молча взмахивать красным платком, они должны достаточно быстро покинуть «дом» через «выход» неогороженный стульями, громко закричать «пожар» и обратится за помощью к воспитателю, который играет роль соседа-прохожего.
В игру необходимо сыграть несколько раз, так как дети «покидают дом» с криками, толкаясь, имитируя панику, кричат «пожар» недостаточно громко, не могут объяснить воспитателю, что случилось. Эти моменты обсуждаются, детям предлагается решить, какой же способ действия лучше и сыграть еще и еще раз, пока не получится у всех.
Дальше психолог предлагает детям подумать, что же делать, если выйти невозможно. Сразу объясняется, почему нельзя прыгать в окно и пытаться спрятаться, в тоже время положительно отмечаются предложения позвонить пожарным.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗВОНИ 01!»
Детям предлагается «позвонить» по номеру 01 и объяснить дежурному /воспитателю, психологу/ что случилось, где происходит пожар, кто в опасности. Для этого детям необходимо вспомнить свой адрес, фамилию и имя родителей, место их работы, суметь объяснить, где находится он сам и что произошло.
После этого психолог достает серый шифоновый платок, медленно им размахивает, предлагает детям вспомнить, как называется спутник пожара.
Детям дается понятие о том что, сопровождающий пожар дым, не менее опасен. Затем детям необходимо вспомнить естественного «врага» огня и дыма. Дети чаще всего очень быстро отвечают, что это вода. Тогда психолог дает детям задание - вспомнить, где в доме есть вода: на кухне, в ванной, в туалете, в емкостях для полива комнатных растений, в аквариуме, в миске у домашнего животного. Взрослый объясняет детям, что нельзя прятаться под кроватями или в шкафу, нужно пойти туда, где есть вода, намочить свою одежду, облиться, обрызгаться, вылить на голову, окунуться и т. п., и закрыть нос и рот мокрой тряпкой, через которую будет легче дышать.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОДА ВЫРУЧАЙ!»
Деям предлагается подбежать к емкости с водой, намочить хлопчатобумажную салфетку и подышать через нее. После того, как все дети выполнили упражнение, психолог спрашивает о том, что можно намочить, если нет салфетки / полотенце, рубашку, платье, футболку, носовой платок,
майку, трусики и т. п. /
3. Этап рефлексии.
Психолог собирает детей в круг и предлагает вспомнить все, что происходило на занятии. Каждый ребенок может высказать то, что произвело на него наибольшее впечатление: понравилось или не понравилось. Затем детям еще раз дается возможность вспомнить правила безопасности, а также порядок действий ребенка при возникновении пожара.
Психолог одобряет детей, предлагает каждому пожать руку сначала самому себе, произнося «я молодец», а затем соседям в кругу произнося «мы молодцы».
В конце занятия, в качестве поощрения дети могут получить цветные мелки для рисования на асфальте, восковые мелки или карандаши и альбомы, развивающую игру или оборудование для подвижных игр.