Анна Надолинская
Тренинговое занятие для подростков «Разнообразный мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Разнообразный мир профессий»
Форма: тренинговое занятие
Цель: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения. Способствовать целенаправленному регулированию процесса профессионального самоопределения у подростков; создать условия для формирования потребностей и мотивов деятельности на основе глубокого и творческого самоизучения; формировать адекватное представление о своих возможностях.
Задачи:
Публикация «Тренинговое занятие для подростков „Разнообразный мир профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- познакомить с классификациями профессий
- информировать о самых востребованных профессиях
- расширять опыт в выборе направления своего жизненного пути, своих приоритетов.
- развивать способность соизмерять свои желания со своими возможностями.
- помочь в определении предпочтительного типа профессии
- повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Оборудование: набор карточек с изображением людей различного рода профессий, авторучки, бланки к тесту Е. А. Климова по количеству участников экран, проектор, слайды на темы «Мир профессий», «Самые необычные профессии мира». Мягкая игрушка или мяч. буклеты по теме занятия по количеству участников.
Методы работы: беседа, диалог, игра и упражнения, метод групповой работы, показ слайдов.
Ведущий: педагог-психолог
Ход занятия:
Вступительная часть:
Ведущая приветствует участников, представляется им. Участников просят занять места в импровизированном круге.
Педагог-психолог: Уважаемые взрослые и дети я рады нашей с вами встрече и предлагаю начать наше занятие со знакомства и приветствия друг друга.
Упражнение «Будем знакомы»
Участникам предлагается на небольших листочках бумаги (импровизированных бейджиках) написать свое имя с добавлением к нему прилагательного характеризующего человека с его лучшей стороны ( пример: Марина- умная, Ольга- заботливая, Денис- деловой, Артем- добродушный и т. д.) так же при желании участники могут украсть свой бейджик. После участникам предлагается передовая друг другу мягкую игрушку или мяч познакомиться и поприветствовать друг друга, назвав свое имя, качество которое он для себя выбрал. Детям предлагается дополнительно сообщить сколько им лет и в каком классе они учатся, для участвующих взрослых сообщить свое место работы и профессию. Бейджики с именем и качеством прикрепляются на одежду участников.
Педагог-психолог: Чтобы привыкнуть друг- другу, снять напряжение и стать ближе, немного больше узнать друг о друге предлагаю вам наградить друг друга аплодисментами.
Упражнение «Аплодисменты»
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
• Поднимите правую руку, кто любит театр и мечтал быть актером или актрисой.
• Поднимите левую руку, кто любит передачи о природе и животных.
• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное, и вы любите за ним ухаживать
• Руки за голову кто по утрам любит поспать.
• Поднимите обе руки, кто занимается или занимался физкультурой или спортом.
• Закройте руками глаза, кто мечтал стать космонавтом.
• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
• Сложите руки в замок, у кого дома есть сад или комнатные цветы
• Пошевелите пальцами те, кто хорошо владеет компьютером
• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
• Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
Основная часть:
Презентация «Разнообразный мир профессий»
Слайд 1
Педагог-психолог: Уважаемые взрослые, дети настало время сообщить тему нашего занятия.
«Кто он, как его зовут?»
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто на все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Ну, конечно, это труд!
- И говорить мы сегодня будем о разнообразии профессий, о их классификациях, о популярных профессиях, которые выбирает современная молодежь после 9-тых и 11-тых классов.
Слайд 2
Педагог-психолог: Позвольте дети вам рассказать, а взрослым напомнить что профессия- это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия труда. И действительно, когда человек работает его внимание направленно на предмет труда. С этим предметом надо что- то делать (цель труда, реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно же для человека очень важно знать условия, в которых протекает работа. С учетом этих 4-х признаков и строится классификация профессий.
Слайд 3
Педагог-психолог: Вашему вниманию предлагается таблица известного психолога, академика Е. А. Климова, который разделил профессии по предмету труда на 5-ть типов.
(комментарий таблицы на слайде.)
Упражнение: «Классификации профессий»
Предлагаются карточки с картинками профессий, участники должны, определить и назвать к какому предмету труда относится та или иная профессия.
Слайд 4, 5, 6, 7
Педагог-психолог: Вашему вниманию предлагается рейтинг престижных профессий по мнению абитуриентов
(комментарий таблицы на слайде.)
Слайд 8
Педагог-психолог: так же Е. А. Климов разработал специальный тест, с помощью которого люди могут определить тот тип профессии, который соответствует их склонностям, так же он предложил и некоторые названия профессий, которые можно выбрать.
(участникам предлагается пройти тест Е. А. Климова. Детям для определения предпочтительного типа профессии, взрослым предлагается так же пройти тест для убеждения в правильности выбранной профессии или возможности увидеть у себя новый потенциал).
(Приложение)
Игра «Приемная комиссия»
Правила: перед участниками раскладываются обратной стороной карточки с изображением различных профессий. Каждый участник выбирает себе одну карточку (заранее не зная, какая профессия там изображена). Дается 2 минуты на подготовку презентации профессии. Задача участника предоставить как можно больше аргументов в выборе именно данной профессии. Так же выбирается 3-е взрослых (независимых, выполняющих роль приемной комиссии. Их задача оценить презентацию участника и условно определить его получать высшее, либо среднее специальное образование в зависимости от качества презентации. (Презантацию профессии необходимо начать со слов «Я бы ….(поваром) пошел, пусть меня научат….»)
Педагог-психолог: спасибо приемной комиссии и всем участникам игры. Давайте поаплодируем прошедшим условно получать высшее образование и аплодисменты тем, кто условно получит среднее профессиональное образование. Хотелось бы обратить ваше внимание на преимущества среднего специального профессионального образования.
(Участникам предлагается высказать свое мнение по поводу преимущества среднего специального образования)
Обратить внимание на более быстрое, раннее овладение профессией, возможность зарабатывать и получать высшее образование заочно, возможность сменить проф. направленность.
Далее участникам сообщаются результаты их тестирования (результаты предпочтительного рода профессии выдаются в распечатанном виде, так же предлагается озвучить предполагаемую проф. направленность по тесту, выразить свое мнение (интересны или не интересны предлагаемые профессии и их направленность).
Диспут «Диалог помощи»
Детям предлагается озвучить профессию, которой они хотели бы овладеть, какая их заинтересовала, а взрослым участникам дать им рекомендации, что необходимо для приобретения той или иной достойной профессии.
Презентация на тему: «Самые интересные в мире профессии и ремесла в мире труда»
Слайд 1
Педагог-психолог: А сейчас мне бы хотелось вас отвлечь от серьезных тем и представить вам самые интересные в мире профессии и ремесла в мире труда
Слайд 2
Самыми творческими были признаны профессии : протирщика циферблата часов (на заводе в Медфорде город в округе Мидлсекс, штат Массачусетс, США. Работает по данной профессии Вальтер Родригес); профессия свадебного фотографа, так как профессиональный фотограф умеет не только передать чувства и настроение молодых, но и подобрать сюжет, передать атмосферу праздника.
Слайд 3
Самой интересно –нелепой профессией была признана профессия подметальщика пыли с цементных труб (на территории цементного завода в Yingtan, провинция Цзянси, Китай.)
Слайд 4
Одними из полезных профессий, требующих повышенного внимания и ответственности признаны профессия инженера промышленного оборудования (Брэди Хэгман проверяет роликовые мельницы, при помощи которых пшеница превратится в муку, на фабрике по изготовлению итальянской пасты, Миссури (штат на Среднем Западе США); профессия оператора в диспетчерской третьего блока АЭС (именно там два ядерных 440-мегаваттных реакторов)
Слайд 5
Одной из тяжелых по условиям труда признана мирная профессия металлурга который изготавливает полосы из металла (мастерская металлу
Слайд 6
Одной из самых вкусных профессий считается профессия работника шоколадной фабрики, в цеху по изготовлению Пралине, и находится эта фабрика в городе Галле, Германия. Называется эта фабрика Halloren. Пралине — десертный ингредиент из молотого миндаля, обжаренного в сахаре. Его используют для изготовления начинок, кремов, а также для украшения пирожных, тортов и кексов. Пралине был изобретен французским послом в Бельгии, герцогом Плесси-Пралин, в 1671 году, и назван в его честь.
Слайд 7
Самым кропотливым, приближенному к ювелирному труду признаны
труд работника собирающего миниатюрные локомотивы на железнодорожном модельном заводе в Гёппингене (город на юге Германии) и труд Эладио Гонсалеса изготавливающего Оскара — главную ежегодную кинопремию мира, традиционно вручающуюся в Лос-Анджелесе. Премия «Оскар» является самой старой премией в мире в области медиа.
Слайд 8
Одними из необычных, но довольно- таки распространенных профессий считаются : рабочий по проверке качества товара игрушек в Шанхае; рабочие по вставке шнурков в обувь в Ханое, во Вьетнаме и рабочий по прокладыванию стальной лестницы по стальной арматуре на металлургическом заводе в городе Ухань, в Китае; профессия изготовителя свечей (завод по производству свечей в северо-восточном индийском городе Силигури. Свечи продаются в больших количествах (люди украшают ими свои дома) во время Дивали, ежегодного индуистского фестиваля огней. свечи изготавливаются в ручную).
Слайд 9
Самой соблазняющей профессией признана профессия рабочего по изготовлению золотых слитков
Слайд 10
Одними из редких профессий считаются : мастер по изготовлению валенок (на белорусской фабрике) и изготовитель керамических унитазов ручной работы (керамическая фабрика в Таншань, в провинции Хэбэй, Китай.)
Слайд 11
Профессия создающая праздник для всего мира: рабочий по изготовлению фейерверков.
Слайд 12
Педагог-психолог: и на этой праздничной ноте мне бы хотелось зачитать следующие строки стихотворения под названием «Трудится земля»
Слайд 13 «Трудится Земля»
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.
Заключительная часть
Вопросы к участникам:
- Понравилось ли вам занятие, было ли интересно?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Что нового вы для себя узнали?
- Как детям и взрослым работалось вместе?
В конце психолог благодарит всех участников за занятие, взрослым и детям раздаются памятки на тему «Как правильно выбрать профессию»- для подростков, «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»- для взрослых.
Слайд 14 (Спасибо за участие, до новых встреч)