Елена Кузнецова
Доклад на общешкольное родительское собрание по теме «Межличностные отношения подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД НА ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ :
«Межличностные отношения подростков»
Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Публикация «Доклад на общешкольное родительское собрание по теме „Межличностные отношения подростков“» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Однако, воспитание детей -- нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Особую тревогу также вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Подростковый возраст -- определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и взрослым человеком.
Если принять за основу достаточно традиционный подход, то он подразумевает : раннее детство и дошкольное детство, период младшего школьника (7-10 лет, подростковый период (10-14 лет, первый юношеский период (старшеклассники - 14-17 лет).
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка : анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности
Подросток -- это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток - это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т. е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям и стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Существует множество причин возникновения межличностных проблем в среде подростков Однако, как правило, основная доля конфликтов возникает в результате нарушения одним из подростков морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс выражается в четком стиле поведения по отношению к сверстникам. В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между членами одной группы следующих правил:
взаимоподдержка;
помощь во всем;
эмоциональный комфорт в общении;
сохранение тайны;
нельзя критиковать;
нельзя поучать;
нельзя ревновать;
уважение внутреннего мира другого.
С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться "отверженными" всеми и подвергаться гонениям.
Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.
Исследования показывают, что всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы :
устойчивые к конфликтам
удерживающиеся от конфликтов
конфликтные
Для подростков, устойчивых к конфликтам, характерно:
отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном;
не избегать смотреть на собеседника;
охотно обсуждать предложенную тему;
открыто давать знать о своих чувствах;
высказывать свое мнение;
учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.
Для подростков второй группы, удерживающихся от конфликтов, характерно:
ориентация личности на строгие рамки законов, правила поведения, общественную мораль
тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать);
адекватная реакция на происходящее и не более того.
Для подростков, выбравших агрессивный стиль межличностного общения, характерно:
отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль;
громко говорить вызывающим тоном;
смотреть на других свысока;
пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать);
навязывать всем свое мнение;
с жаром изливать свои чувства;
ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.
Конструктивная личность при возникновении межличностных проблем ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.
Неуверенная личность использует стратегию самоподавления. Например, говорит "да", когда надо сказать "нет"; избегает ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но может реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.
Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность стремится к конструктивным отношениям.
Как показывают результаты исследований, численность агрессивных подростков составляет где-то около 6-7% от общего числа подростков. По мнению психологов, для того, чтобы обеспечить в среде подростков благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части из них - «агрессивным» трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.
В конечном итоге убеждение - это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется.
Я думаю, что каждый из вас определил, к какому типу относится ваш ребенок, какими путями и методами вы сможете помочь ему преодолеть конфликты, которые возникли у него в результате межличностных отношений.