Свелана Ушакова
Тренинговое занятие для педагогов «Джунгли» стресс-менеджмент по работе с коллективом
▼ Скачать
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Цель:
Публикация «Тренинговое занятие для педагогов „Джунгли“ стресс-менеджмент по работе с коллективом» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).
Задачи:
развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей
осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе
повысить коммуникативные навыки педагогов
повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех
развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.
Необходимые материалы:
листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры
спокойная музыка для релаксации
подготовленные изображения с разными животными
мягкая игрушка для приветствия.
Ход тренинга:
Участники сидят в кругу.
Упражнение «Я учусь у тебя». Время: 5 мин.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Педагог-психолог (Время 5 мин) : Психологи утверждают, что сдерживать эмоции вредно. Но естественная реакция человека на стресс "бей или беги" часто оказывается неприемлемой. Неудивительно, что на работе, как, впрочем, и в повседневной жизни, стрессоустойчивость становится незаменимым качеством. Однако жить и работать в состоянии постоянного стресса могут единицы, и те недолго. Стресс - это реакция организма на ситуацию, которая воспринимается нами как угроза (жизни, здоровью, благополучию и проч.). Даже если это угроза мнимая, кажущаяся. К самым распространенным стрессовым ситуациям относятся и работа воспитателей. Но если сам по себе стресс как естественная реакция не плох и не хорош, то его последствия, а также длительное пребывание в стрессовой ситуации для организма не безобидны. Возникают приступы ярости или тревоги, их причинами могут быть чувство вины или пессимистичные мысли. Хронический стресс нередко сопровождается потерей душевного равновесия, бессонницей, нарушением памяти, депрессиями. Врачи уверяют, что стресс - причина многих сердечно-сосудистых заболеваний, а также псориаза, язвенной болезни. Вследствие стресса могут появиться боли в спине, начаться выпадение волос.
Кроме привычных способов разрядки (употребление алкогольных напитков, непрерывное курение или истерики и срывы дома) существуют иные способы снятия напряжения. Многие тренеры в программах по стресс-менеджменту предлагают простые приемы, которые в самых различных ситуациях позволяют расслабиться, справиться с эмоциями или направить их в нужное русло. В основе следующего упражнения используются элементы релаксации или арт-терапии.
Упражнение «Джунгли».
Время 40 мин.
Педагогам предлагается представить, что они попали в джунгли, которые оказались сказочными. Все педагоги превратились в животных по особенностям своего характера. Педагогам предлагается выбрать из заранее приготовленных релаксационных раскрасок понравившуюся. После этого на полу раскладывается большие листы. И ставится задача: раскрасить животное и на листе листах выбрать место для своего животного. Место можно обустроить используя краски, подручные материалы. (список животных и интерпретация есть в приложении).
После того как работа закончена, педагогам предлагается сходить друг к другу в гости и попробовать пообщаться от имени своих животных.
Анализ: Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Понравилась ли вам это упражнение? Что вам нравится? Легко ли было сказать что-нибудь приятное? Получилось ли установить контакт? И т. п.
Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 5 минут.
Материал: игрушка «Колобок».
Инструкция: Сядьте удобнее, образуя большой круг, и посмотрите на этого чудесного Колобка, который находится у меня в руках. Сейчас он весело покатится по вашим рукам. Тот, у кого окажется Колобок, выскажет впечатления и пожелания участникам группы. Все остальные должны внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая.
Анализ: Что принес вам этот день? Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?
Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.
Приложение.
Педагоги, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волк» и «крыса» указывают на то, что педагог является либо инициатором, либо прямым источником неуставных взаимоотношений.
«Олень» и «медведь» чаще всего являются лидерами положительной направленности, защитниками взаимоотношений.
«Сова» чаще всего является экспертом в группе, к мнению которого прислушиваются большинство коллектива, обычно является «правой рукой» лидера.
«Заяц» и «черепаха» – выходящие за рамки адекватных взаимоотношений. В категорию «лиса» попадают педагоги, стремящиеся найти наиболее легкие пути, склонные к обману начальства и членов коллектива.
«Змея» –это «серый кардинал», осторожный и аморальный, который на глазах у начальства — добросовестный и дисциплинированный, а в отсутствие устанавливает свои негативные порядки в коллективе.
«Попугай» –демонстративный вид, который является либо эмоциональным положительным лидером, либо идеологическим помощником отрицательного лидера, осуществляя моральное давление на педагогов, с большим стаже работы.
«Застенчивая мышь» –тот, кого жалеют все, редко такой педагог является объектом негативных взаимоотношений в коллективе, чаще всего он становится своего рода «сыном полка».