Ольга Савченко
Конспект тренингового занятия для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов».
Цель: Создать условия для развития креативных и коммуникативных способностей у педагогов. Формирование сплоченности педагогического коллектива.
Задачи:
1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
2. Преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению;
3. Сформировать сплоченность в педагогическом коллективе, в процессе выполнения психологических упражнений.
4. Повысить творческий потенциал.
Публикация «Конспект тренингового занятия для педагогов „Развитие креативных способностей педагогов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Участники тренинга : педагоги
Ход занятия:
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем тренинговом занятии.
- И для начала, чтобы настроиться на работу, поднять друг другу настроение предлагаю вам представить креативную визитку о себе.
Упражнение «Креативная визитка» (10 минут)
Цель: развитие креативных способностей, раскрепощенность.
Психолог: В данной визитке можно использовать различные креативные идеи, самое главное донести до участников информацию о себе как о личности (педагоги составляют визитку и демонстрируют ее участникам).
Психолог: Отлично! Очень яркие и необычные визитки продемонстрировал каждый из вас.
Рефлексия:
- Возникали ли сложности в процессе составления? Какие?
- Какие способности вы использовали в представлении своей визитки?
Психолог: А креативные способности использовались? (педагоги отвечают).
Психолог: И сегодня на нашем тренинговом занятии, мы поговорим о развитии креативности и творчества педагога.
Психолог: А кто может сказать, каким, по вашему мнению, должен быть педагог? Прошу представить свои мысли (педагоги делятся своими мыслями по данному вопросу).
Психолог: Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог!
- А кто может дать определение понятию «креативность»? Что это такое?
(ответы педагогов).
Психолог: - Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения. Креативность, является одним из компонентов творческой личности.
Психолог: Каким способом можно развивать креативность? (мнение педагогов). Творческое мышление, характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота, гибкость, оригинальность и точность.
Психолог: Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).
Упражнение «Апельсин» (3 минуты)
Цель: развитие беглости (быстроты) мышления, скорости извлечения информации из памяти, способность искать и переходить в новые содержательные области. Побуждает участников к динамичной работе.
Атрибуты: апельсин.
Психолог: У меня в руках апельсин, передавая его в руки другого участника каждый из нас должен одним словом дать ему определение, переходя в разные формы определения.
— Апельсин сладкий (и так далее).
Рефлексия:
- Что вы чувствовали в ходе упражнения?
- Сложно ли было подбирать определение?
Психолог: Для полного развития своей, креативности, педагогу необходимо творчество. А что это такое? Где мы с вами встречаемся с этим понятием? (рассуждения по данному вопросу).
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Психолог: Каждому из нас проявить свое творчество мешают определенные барьеры, такие как: страх ошибиться, отсутствие вдохновения, завышенная самооценка своих способностей, страх быть в центре внимания, неуверенность в актуальности своих идей.
Психолог: Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность.
- Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями.
- Психолог: Предлагаю вам оценить уровень своей креативности и творчества.
Упражнение «Отгадай что?» (15 минут)
Цель: развитие креативности, невербальных средств общения, сплоченности.
(педагоги сидят в кругу. У психолога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. д.).
Психолог: Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас, и сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Задача выбранного участника группы — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он (а) может называть любого из вас, по своему выбору, и тот, кого назовут, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, сообщить, что написано на карточке. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, я сообщу ему об этом».
Рефлексия:
- Понравилось ли упражнение?
- Какие эмоции возникали в ходе выполнения задания?
- Что было самым интересным?
Психолог: Каждый педагог по своему креативен, все наши креативные идеи и мысли возникают порой неожиданно. Предлагаю вам немного расслабиться и представить что ваши идеи – это большое солнце.
Релаксация «Солнце креативных идей»
Цель: создание благоприятного психологического комфорта, душевного спокойствия.
Психолог: Закройте глаза, представьте, что у вас в руках солнце хорошего настроения и креативных идей. Какое оно? Как оно выглядит? (яркое, теплое,). А теперь положите солнце на обе ладони. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный свет. И вам очень хочется также светиться в своей профессиональной деятельности. Мысленно поместите все хорошее настроение, все тепло и энергию этого солнца себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как тепло, энергия входит в вас, как вы заряжаетесь идеями. У вас появляются новые силы, творческие мысли, счастье, радость.
Психолог: Рефлексия: Какие ощущения у вас возникали?
- Что вы представляли?
- Какие эмоции возникали?
Психолог: Вывод: Если в своей профессиональной деятельности проявлять креативность, то занятия всегда будут такими же яркими, интересными, как это солнце, настроение будет положительным и взаимоотношения с обучающимися будут более открытыми и теплыми.
Психолог: Каждый педагог, накапливая профессиональный опыт растет, познает много новых приемов, методов для того, чтобы его занятия были более продуктивными.
Психолог: Представте дерево. Какое оно? (ответы педагогов, размышления). А если сравнивать креативность с деревом, что можно выделить общего?
Психолог: Каждый педагог по своему творец. У каждого есть своя определенная индивидуальная креативность и особенность. И не смотря на различные факторы, обстоятельства, смену настроения эта особенность она не угасает, а развивается, пополняется новыми творческими идеями.
Психолог: А нашу с вами жизнь можно ли представить в виде дерева?
Ведь наша жизнь наполнена различными событиями, обстоятельствами, эмоциями.
Психолог: Предлагаю вам, создать дерево своих жизненных событий.
Методика «Дерево жизненных событий».
Цель: преодоление психологических барьеров, развитие творческого воображения.
(педагоги воплощая свои творческие способности и фантазию, рисуют на листе бумаги дерево своих жизненных событий).
Психолог: - Корни – это ценности, заложенные родителями.
- Ствол и ветви – это наш собственный личностный путь развития.
- Плоды и листва – это обстоятельства, ситуации, наши решения и результаты.
Психолог: Каждое событие отражается в нас особыми эмоциями. Есть события, которые дарят радость, восторг, восхищение. Есть события, повседневные, обыденные, на первый взгляд.
- Есть ситуации или встречи, вызывающие тревогу или сомнения. А есть такие, что вызывают отрицательные эмоции и переживания.
Психолог: Посмотрите на крону своего дерева, какая она получилась?
- Пышность кроны, говорит о полноте, целостности, гармонии в вашей жизни.
Психолог: Вывод: Необходимо научиться принимать жизнь, в том числе и переживания, различные не реализованные идеи, как невыразимо ценный подарок.
Психолог: Напоследок, завершить наше занятие я бы хотела позитивом.
- Скажите, вы любите сладкое?
- А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или не так?
Психолог: На первый взгляд кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.
Психолог: Я предлагаю вам пройти тест «Узнай о себе, выбрав конфету!».
Шоколадотерапия
Цель: выявление особенностей характера, индивидуальности педагога.
(педагоги по очереди выбирают понравившуюся им конфету из коробки)
Психолог озвучивает характеристику выбранной формы конфеты.
Психолог: У тех, кто выбрал квадратную форму конфет: в жизни все находится под контролем, двигаясь вперед, они часто лишают себя маленьких радостных сюрпризов.
Выбор прямоугольной формы конфет: у человека хорошо получается играть роль, «жилетки» в которую плачутся его друзья. Если кто-то обращается к нему за помощью, он отвлекается, не раздумывая, но при этом забывает уделять время своим собственным нуждам.
На кого смотрела ромбовидная форма конфет: тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха и побед, он выбирает друзей достаточно осторожно.
Кому понравилась круглая форма конфет: те находятся в полной гармонии со своим внутренним миром, эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.
Кто был очарован конфетой овальной формы: легко находят общий язык с малознакомыми людьми, их общительности можно позавидовать.
Психолог: Уважаемые коллеги, каждый из вас я думаю правильно охарактеризовал свой выбор. Предлагаю дать свою оценку занятию.
Психолог: Рефлексия занятия :
- Что понравилось?
- Что узнали для себя нового?
- Какие эмоции у каждого из вас вызвали упражнения?
- Возникали ли сложности?
b][/b]