Толмачева Алена Васильевна
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ
«Развитие педагогической рефлексии»
Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.
Задачи:
1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;
2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
3. дать возможность применить полученные знания на практике
Оборудование: бумага, карандаши, набор карточек
Публикация «Тренинговое занятие для педагогов ДОУ „Развитие педагогической рефлексии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход занятия
Понятие рефлексии. В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так : рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Проективное рисование «Я педагог»
Педагоги на альбомных листах изображают себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
• Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?
• Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?
• Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные?
• Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества?
Упражнение «Воспитатель и педагог»
Цель упражнения: помочь каждому участнику понять чувства и настроения другого участника в определенной ситуации.
Примеры ситуаций:
1. Воспитатель занят, разговаривает по телефону, в это время ребенок хочет что-то спросить или рассказать, но воспитатель его не хочет слушать, т. к. занят.
2. Воспитатель занят каким - то серьезным делом, а в это время подходит ребенок и хочет поделиться и рассказать, что с ним произошло нового на выходных, но воспитатель не обращает внимания на ребенка и продолжает заниматься важным делом.
3. Воспитатель занят серьезным делом, в это время подходит ребенок и хочет рассказать, где он был с родителями на выходных и что ему купили.
Рефексия: что чувствовали каждый из участников во время упражнения? Какие эмоции возникли у воспитателя, у ребенка? Что помогло понять данное упражнение?
Упражнение «Автопортрет»
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Упражнение «Без маски»
Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "
"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "
"Верю, что я. "
"Мне бывает стыдно, когда я. "
"Особенно меня раздражает, что я. " и т. п.
Упражнение «Улыбка»
Инструкция: Передавая мяч один из участников говорит, какой может быть улыбка, и сказав свой вариант, передает мяч другому участнику. ( Например: Улыбка может быть беззаботной)
Упражнение «Разговор по телефону»
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить на одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. л) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор».
Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос : «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.
Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.
Упражнение «Что думает собеседник?»
Все участники разбиваются на пары, которые стоят напротив друг дуга.
Инструкция: «Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нем как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света, Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:
„Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь, что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».
Рефлексия : В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в парах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.
Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия события, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.
Заключительный этап
На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности)
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.
«Обратная связь»
Педагоги заполняют анкету обратной связи.