Ирина Иванова
Тренинговое мероприятие для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Гибкость поведения в общении.
Цель: Развитие гибкости поведения в межличностном общении, развивать групповую сплоченность, групповое взаимодействие, создать приятную обстановку, отвлечься от всех дел и забот.
Умение эффективно общаться помогает человеку лучше адаптироваться в коллективе и в обществе в целом. Коммуникабельность–очень важное качество личности. Очень важно развивать навыки эффективного и бесконфликтного общения.
Публикация «Тренинговое мероприятие для педагогов,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Данное воспитательное мероприятие можно провести на совете педагогов. Оно направлено на развитие коммуникабельности. Педагогам предоставляется оценить те способы общения, которые позволяют избежать возникновения конфликта и напряжения в межличностном общении.
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя, составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость — умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Задачи:
– развитие коммуникативной компетенции;
– корректное завершение разговора;
–уход от развития конфликтных ситуаций;
–тренировка коммуникативной гибкости в упражнениях;
Форма проведения: тренинговое занятие.
Количество участников: 8–10.
Содержание и методика проведения.
Наша встреча сегодня будет посвящена развитию гибкости поведения в общении.
– Но для начала поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев".
Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом" : "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.
Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.
Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?
Миссис Мамбл»
Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и
посмеяться.
Время: 10 мин.
Задание: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.
Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали? Что (кто) помешало выполнить?
Упражнение «Конфликтная ситуация»
Цель: создание различных моделей поведения в конфликте, снятие тревожности, связанной с конфликтной ситуацией.
Работа в парах: А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает.
Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!»
Задача В – пройти обязательно через вахту.
Парам дается две минуты на диалог.
Обсуждение: какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)
Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?
Резюме: Спор часто выходит из-под контроля.
Упражнение «Фигурные построения»
Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.
Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т. п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.
Обсуждение:
Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще если у участников закрыты глаза?
Игра «Таможня»
Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной от взаимодействующих сторон.
Группа делится на две команды – таможенников и контрабандистов. Контрабандисты выходят за дверь. Их задача – провезти через таможню запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем контрабанду везет только один из них. Поэтому они должны предварительно договориться между собой, у кого именно он находится.
По прибытии на «место досмотра», где контрабандисты выдают себя за туристов, таможенники должны определить, кто везет контрабанду. Для этого можно задавать любые вопросы. Затем таможенники обсуждают этот вопрос между собой и сообщают о своем решении.
По окончании команды меняются ролями.
Упражнение «Поведение в конфликте»
Цель: отработка различных моделей поведения в конфликтной ситуации, выработка уверенного стиля поведения
Разыгрывают ситуации:
• Учитель и не готовый к ответу ученик
• Грубый продавец и покупатель
• Контролер в транспорте и «заяц»
• Секретарь в учреждении и человек, пришедший за справкой»
Обсуждение: выйдите из ролей и дайте оценку поведения своего героя – каким он был:
– решительным
– уверенным
– неуверенным, пассивным
– агрессивным
Резюме: не нужно избегать конфликтов, так как нерешенный конфликт – источник новых проблем, надо уметь вести себя достойно в конфликте, чтобы не обидеть другого, но и не чувствовать себя обиженным.
Упражнение «Подарок»
Цель: коррекция замкнутости.
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.
Рефлексия:
Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что рабочий день закончился. Вы идете домой.
– Подумайте о том, что вы не сказали коллегам, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.
Рефлексия:
Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о коллегах?
Как это пригодится в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Вывод:
Для эффективного общения очень важно умение понимать другого человека. Но невозможно понимать других, если не знаешь и не понимаешь самого себя: какой ты, каким тебя видят другие, почему в разных ситуациях и с различными людьми ведешь себя по-разному, каким бы ты хотел быть? Если ты узнал самого себя, научился понимать свои желания и цели, то тебе будет значительно легче разбираться в других людях, их характере, поведении, стремлениях.
Для успешного общения важна гибкость в установлении и поддержании контакта с собеседником как способ реагирования на сигналы обратной связи, а также умение узнавать состояние человека по внешним признакам.
Литература
1. Степанов С. Язык внешности. – «Эксмо-пресс». Москва. 2001.
2. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения. – «Речь». Санкт-Петербург. 2003.
3. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Минск. 1999.
4. Томсон П. Самоучитель общения. – «Питер» Санкт-Петербург. – 2002.