Галина Васильева
Тренинг эффективного общения для помощников воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Тот, кто думает, что может
обойтись без других, сильно
ошибается: но тот, кто думает,
что другие не могут обойтись
без него, ошибается ещё сильнее.
Франсуа де Ларошфуко
Цель: научить сотрудников ДОУ умению эффективно общаться друг с другом, легко убеждать людей и разрешать конфликты.
Введение
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами и на каком языке говорим с окружающими нас людьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кто расскажет, с кем нам приходится общаться в стенах ДОУ? (общение происходит у нас друг с другом, с педагогами, администрацией, родителями и т. д.) Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок.
Упражнения, которые мы будем выполнять, помогут вам оценить ваши способы общения, при необходимости скорректировать их, а так же приобрести новые навыки коммуникации.
1. Игра «Непослушные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Участники берутся за руки, образуя замкнутую фигуру. Я выдаю группе 2 воздушных шарика. Задача участников – любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше.
В заключение тренинга подводим итоги.
2. Трудности с общением (разбираем устно, с какими трудностями приходится сталкиваться при общении)
Цель: Формировать у помощников воспитателей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития;
Как вы думаете, какие могут возникать трудности в общении? (на экране)
Трудности с общением :
1. Я не умею говорить, и это мешает моему общению.
2. Я не умею слушать, и это мешает моему общению.
3. Во время общения я слишком эмоционален и перестаю соображать.
4. Я не знаю, о чём говорить, и это мешает моему общению.
5. Я боюсь быть не интересным собеседником, поэтому молчу
3. Первое впечатление.
От первого впечатления зависит общение.
Представьте себе, что вы приходите на встречу с незнакомым человеком. Как вы думаете, за какое время он успевает вас оценить? Представьте себе, всего за 7 секунд. За такой короткий промежуток времени о вас уже складывается определённое мнение, исходя из собственной системы ценностей.
• Кто знает, сколько процентов информации передаётся с помощью слов? - 7 %
• Сколько процентов информации передаётся посредством звука (громкость голоса, интонация? – 38 %
• Сколько процентов информации передаётся с помощью мимики, жестов, позы? – 55 %
Отсюда следует, важно не то, что говорит человек, а то, как он это делает. В процессе общения 60 - 95 % информации передаётся невербально. На вас (или против вас) «работают» тембр голоса, скорость речи, интонация, взгляд, жесты, мимика.
Можно подытожить: ваша открытость и интерес к собеседнику оказывает благоприятное первое впечатление на собеседника.
Используя полученные данные, попробуем организовать общение друг с другом.
4. Упражнение «Толстое стекло»
Цель: отрабатывать навыки выразительного использования мимики и жестов.
Участники делятся на группы по два человека. Им предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью невербальных средств общения каждой группе необходимо донести некую информацию до всех участников.
Каждая группа получает по одной карточке с различными ситуациями, например:
• Вчера посадила в огороде картошку, а сегодня цветы;
• Я влюбилась в своего соседа!
• Я очень устала на работе, хочу дома посидеть в одноклассниках весь вечер;
• Объелась, не могу пошевелиться;
• Пойдём на выходных куда-нибудь отдохнуть?
• Мои соседи всю ночь ругались, а я подслушивала;
• Сегодня на работе я полна сил и положительных эмоций.
5. Упражнение «Самопознание»
Карточки с различными рисунками раздаются каждому участнику. Задание: составить последовательный рассказ из набора рисунков, прислушиваясь к своему собеседнику.
6. Физкультминутка. Игра «Поменяйтесь местами…»
• - поменяйтесь местами те, кто сегодня в брюках;
• - поменяйтесь местами те, кто любит яблоки;
• - поменяйтесь местами те, кто любит свою работу;
• - поменяйтесь местами те, кто мечтал о счастливой жизни;
• - поменяйтесь местами те, кто работает в ДОУ меньше 10 лет.
7. Навыки общения (разрезать на полоски)
Успешность общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать. Вспомните, как реагируют животные, когда их позвать? (поднимают уши). Умение слушать «всем телом» помогает нам лучше понять собеседника.
Предлагаю обсудить правила, помогающие наладить общение с людьми.
• Смотрите на собеседника
Если мы смотрим в глаза – показываем свою заинтересованность. Но это не значит, что мы должны смотреть, не мигая и не отводя взгляда. Неотрывный взгляд может вызывать дискомфорт. Избегать следует обеих крайностей.
• Реагируйте
Дайте человеку понять, что вы его внимательно слушаете.
Слова помощники : да, понимаю вас…
• Не заканчивайте предложение за другого человека
Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чём он хочет сказать, не следует это демонстрировать таким образом. Дайте собеседнику возможность самому оформить свою мысль.
• Задавайте вопросы «на понимание»
Если вы чего-то не поняли, уточняйте:
«Правильно ли я вас понял…»
«Вы имели в виду, что…»
«Вы хотите сказать, что…»
Уточнение информации - это один из показателей активного слушания.
• Перефразируйте
Уточнение смысла высказывания:
«Из ваших слов я понял следующее…»
«Разрешите я проверю, правильно ли я вас понял? Вы говорите, что…»
«Я бы хотел повторить, что я понял…»
• Замечайте чувства
«Я понимаю ваше состояние…»
«Я вижу, что вам нелегко об этом говорить…»
Мы показываем, что сопереживаем собеседнику.
• Делитесь своим опытом
«Мне знакомо то, о чём вы говорите, у меня была похожая ситуация в жизни, и я…»
«Наверное, мне тяжело понять вас, я не испытывал ничего подобного…»
Итог: выражайте себя и слушайте другого. А для этого необходимо прикладывать усилия. И здесь как нельзя лучше подходят слова М. Горького «О пользе усилий»
Когда человеку на одном боку лежать неудобно –
он переворачивается на другой,
а когда ему жить неудобно –
он только жалуется.
А ты сделай усилие – перевернись!
8. Упражнение «Рефлексия»
Цель: организовать у педагогов модель общения друг с другом.
(рассаживаемся по кругу) Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «(Имя участника, ты представляешь я сегодня узнала…»