Валентина Дубовцева
Тренинг умения задавать умные вопросы
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг умения задавать умные вопросы
Типы вопросов
1. Осведомительные вопросы. Цель - получение новой информации. (Что это? Зачем это) Частный случай - это вопросы «на понимание», для уточнения ситуации или правильности своего понимания. («На каком основании вы утверждаете это?»)
2. Контрольные вопросы задаются для проверки знаний. Эти вопросы побуждают вспоминать.
Публикация «Тренинг умения задавать умные вопросы» размещена в разделах
3. Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Эти вопросы, как и контрольные, типично «учительские». Задавать детям наводящие вопросы довольно сложно. Надо понимать, что и почему не понимает ребенок и каково его моральное состояние в настоящий момент. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, надо уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть как искусством дробления целого на части, так и классификацией, и еще - надо иметь бесконечное терпение.
Одно из хороших методик задавания наводящих вопросов состоит в следующем : пытаются сложное для ребенка понятие или термин свести к ряду простых понятий, а если надо, то и к ряду простейших. И так надо делать до тех пор, пока ребенку не будут понятны абсолютно все слова и сам вопрос. Это так называемый принцип сведения, или упрощения. В основе принципа сведения лежит общеизвестное соображение - учить можно только тому, что ребенок воспринимает и понимает. Трудность вопроса должна соответствовать возможностям ребенка. Например, надо объяснить малышу, кто такой «космонавт». Смотрим в Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: «Космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве». Неудачное для наших дней определение, сложное определяется через сложное, «космонавт» через «космическое пространство». Надо либо придумать формулировку попроще, например: «Космонавт - это человек, летающий на ракете в космосе. А космос - это пространство очень далекое от земли, то весь Мир, куда входят Луна, Солнце, звезды. Космос такой большой, что у него нет границ», либо воспользоваться палочкой-выручалочкой - образным видением. Возьмите подходящий рисунок или фотографию и покажите детям.
Итак, в результате сведения мы получили из исходных, недоступных для ответа, вопросов только доступные. Кстати, правилу сведения должны подчиняться планы занятий.
И еще одно предупреждение. Нельзя задавать новый вопрос, пока ребенок не ответил на предыдущий. Некоторые нетерпеливые взрослые «засыпают» детей вопросами, не дав им сосредоточиться и ответить. В результате ребенок может зарыдать от обиды и бессилия справиться со своей «медленной» нервной системой и с «быстрой» нервной тетей. Людей, не любящих детей и не обладающих эмпатией (искусством понимания другого человека, и допускать к детям нельзя.
Приведем несколько наводящих на понимание и на решение задач вопросов : Какие части входят в эту задачу? Что известно о.? Что неизвестно? Что надо определить, найти, решить?. Что надо сделать сначала, что потом?
4. Проблемные, или развивающие, вопросы, побуждающие думать и понимать. Их еще называют «на умение думать», творческими или полифункциональными (одновременно на вспоминание, на логику, на анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления.).
Обычно, проблемные вопросы начинаются так : зачем?., почему?., какие функции выполняет?.
Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «зачем?» являются целевыми вопросами. Вопросы, начинающиеся с «почему?», можно отнести к категории научных. Частным случаем проблемных вопросов для малышей являются вопросы типа «Найди ошибку» (в виде рисунка или рассказа).
Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: Сравните. Объясните. Сопоставьте. Чем отличается?. Что общего?. Как работает?. Как устроена?. Почему так произошло?.
5. Критикующие. Их цель - оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.
6. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов : осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.
7. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие предельно большое поле неизвестности.
Например, при игре в «Данетку» детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос : «Это Буратино?» - слабый вопрос, а вопросы - «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие вопросы.
8. Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?.» или «А это было бы, если?.» Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Например, невинный вопрос : «Что будет, если исчезнут насекомые?», является сложным системным вопросом, ответ на который потребует учесть сложнейшие пищевые процессы, бактериальное заражение и т. п.
9. Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности. Именно это-то нам и надо! Такого типа вопросы совершенно необходимы для детей. Одна из целей занимательных вопросов - заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.
Отметим, что система знаний, память, умение рассуждать и творчески мыслить могут развиваться и существовать только во взаимной связи и при условии выполнения упражнений по решению творческих задач, сформулированных в виде вопросов, упражнений, заданий и проблем.
10. Провокационные. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или сложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» : настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.
11. Мудрые вопросы. Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека - он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.
Тренинг умения давать определения словам. Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: «Что это такое? Как это называется? Зачем это? Почему?» На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребенка и точно.
Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление, поэтому надо точно знать значения слов и терминов, а также наглядно представлять образы предметов в сознании.
Привычку оперировать с четкими определениями и умение давать словам точные определения следует воспитывать с детства. Ибо это основа логического мышления, необходимое условие выполнения первого закона логики и взаимопонимания между людьми.
Формулировка определений слов довольно сложная, творческая кропотливая и ответственная умственная работа, поэтому полезно знать способы и правила формулировок определений и научить этому детей.
Игры и упражнения
Игра «Интервью»
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.
Беседа «Вопрос - ответ»
Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяет лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями. Экзамен наоборот, или «Данетка»
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик - в этом и заключается «экзамен наоборот». Цель «Данеток» - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Достоинства «Данеток» :
1. У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра «Данетка» абсолютно проста в проведении. Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Визуальные «Данетки»
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос : «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы :
• Предмет лежит в правой половине стола? «Да».
• Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д. Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно
использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Ситуативные «Данетки»
Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы : как это могло произойти?
Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные «Данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи.