Лучший педагог года Итоги 2024

Тренинг умения задавать умные вопросы

Валентина Дубовцева
Тренинг умения задавать умные вопросы
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг умения задавать умные вопросы

Типы вопросов

1. Осведомительные вопросы. Цель - получение новой информации. (Что это? Зачем это) Частный случай - это вопросы «на понимание», для уточнения ситуации или правильности своего понимания. («На каком основании вы утверждаете это?»)

2. Контрольные вопросы задаются для проверки знаний. Эти вопросы побуждают вспоминать.

Темочки:

3. Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Эти вопросы, как и контрольные, типично «учительские». Задавать детям наводящие вопросы довольно сложно. Надо понимать, что и почему не понимает ребенок и каково его моральное состояние в настоящий момент. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, надо уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть как искусством дробления целого на части, так и классификацией, и еще - надо иметь бесконечное терпение.

Одно из хороших методик задавания наводящих вопросов состоит в следующем : пытаются сложное для ребенка понятие или термин свести к ряду простых понятий, а если надо, то и к ряду простейших. И так надо делать до тех пор, пока ребенку не будут понятны абсолютно все слова и сам вопрос. Это так называемый принцип сведения, или упрощения. В основе принципа сведения лежит общеизвестное соображение - учить можно только тому, что ребенок воспринимает и понимает. Трудность вопроса должна соответствовать возможностям ребенка. Например, надо объяснить малышу, кто такой «космонавт». Смотрим в Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: «Космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве». Неудачное для наших дней определение, сложное определяется через сложное, «космонавт» через «космическое пространство». Надо либо придумать формулировку попроще, например: «Космонавт - это человек, летающий на ракете в космосе. А космос - это пространство очень далекое от земли, то весь Мир, куда входят Луна, Солнце, звезды. Космос такой большой, что у него нет границ», либо воспользоваться палочкой-выручалочкой - образным видением. Возьмите подходящий рисунок или фотографию и покажите детям.

Итак, в результате сведения мы получили из исходных, недоступных для ответа, вопросов только доступные. Кстати, правилу сведения должны подчиняться планы занятий.

И еще одно предупреждение. Нельзя задавать новый вопрос, пока ребенок не ответил на предыдущий. Некоторые нетерпеливые взрослые «засыпают» детей вопросами, не дав им сосредоточиться и ответить. В результате ребенок может зарыдать от обиды и бессилия справиться со своей «медленной» нервной системой и с «быстрой» нервной тетей. Людей, не любящих детей и не обладающих эмпатией (искусством понимания другого человека, и допускать к детям нельзя.

Приведем несколько наводящих на понимание и на решение задач вопросов : Какие части входят в эту задачу? Что известно о.? Что неизвестно? Что надо определить, найти, решить?. Что надо сделать сначала, что потом?

4. Проблемные, или развивающие, вопросы, побуждающие думать и понимать. Их еще называют «на умение думать», творческими или полифункциональными (одновременно на вспоминание, на логику, на анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления.).

Обычно, проблемные вопросы начинаются так : зачем?., почему?., какие функции выполняет?.

Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «зачем?» являются целевыми вопросами. Вопросы, начинающиеся с «почему?», можно отнести к категории научных. Частным случаем проблемных вопросов для малышей являются вопросы типа «Найди ошибку» (в виде рисунка или рассказа).

Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: Сравните. Объясните. Сопоставьте. Чем отличается?. Что общего?. Как работает?. Как устроена?. Почему так произошло?.

5. Критикующие. Их цель - оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов : осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.

7. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие предельно большое поле неизвестности.

Например, при игре в «Данетку» детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос : «Это Буратино?» - слабый вопрос, а вопросы - «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие вопросы.

8. Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?.» или «А это было бы, если?.» Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Например, невинный вопрос : «Что будет, если исчезнут насекомые?», является сложным системным вопросом, ответ на который потребует учесть сложнейшие пищевые процессы, бактериальное заражение и т. п.

9. Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности. Именно это-то нам и надо! Такого типа вопросы совершенно необходимы для детей. Одна из целей занимательных вопросов - заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.

Отметим, что система знаний, память, умение рассуждать и творчески мыслить могут развиваться и существовать только во взаимной связи и при условии выполнения упражнений по решению творческих задач, сформулированных в виде вопросов, упражнений, заданий и проблем.

10. Провокационные. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или сложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» : настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.

11. Мудрые вопросы. Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека - он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.

Тренинг умения давать определения словам. Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: «Что это такое? Как это называется? Зачем это? Почему?» На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребенка и точно.

Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление, поэтому надо точно знать значения слов и терминов, а также наглядно представлять образы предметов в сознании.

Привычку оперировать с четкими определениями и умение давать словам точные определения следует воспитывать с детства. Ибо это основа логического мышления, необходимое условие выполнения первого закона логики и взаимопонимания между людьми.

Формулировка определений слов довольно сложная, творческая кропотливая и ответственная умственная работа, поэтому полезно знать способы и правила формулировок определений и научить этому детей.

Игры и упражнения

Игра «Интервью»

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задает вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.

Беседа «Вопрос - ответ»

Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяет лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями. Экзамен наоборот, или «Данетка»

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик - в этом и заключается «экзамен наоборот». Цель «Данеток» - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Достоинства «Данеток» :

1. У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра «Данетка» абсолютно проста в проведении. Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».

3. Легко варьировать уровень трудности игры. Визуальные «Данетки»

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос : «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы :

• Предмет лежит в правой половине стола? «Да».

• Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д. Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно

использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные «Данетки»

Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы : как это могло произойти?

Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные «Данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи.

Публикации по теме:

Детские ответы на взрослые вопросы От чего нужно защищать детей? -От мух (Кирилл) -Чтоб они на улицу не убежали (Вика А.) -От драконов (Аксинья) -Чтобы собаки не съели (Георгий).

Дидактическая игра «Умные кубики»Дидактическая игра «Умные кубики» Для создания этой игры мне потребовались обычные пластиковые кубики, скотч, ножницы, и картинки с изображением транспорта (их я скачала.

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки»Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! Что нужно для счастья детям? Солнце на всей планете, Мячик и плюшевый мишка.

Практические задания. Вопросы и ответы (дошкольный возраст) Практические задания. Вопросы. Ответы. Дошкольный возраст Задание 1. Докажите, что игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг умения задавать умные вопросы
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 22:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг умения задавать умные вопросы» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дубовцева (УИ 1004459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД