Валентина Дубовцева
Тренинг умения задавать умные вопросы
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг умения задавать умные вопросы
Типы вопросов
1. Осведомительные вопросы. Цель - получение новой информации. (Что это? Зачем это) Частный случай - это вопросы «на понимание», для уточнения ситуации или правильности своего понимания. («На каком основании вы утверждаете это?»)
2. Контрольные вопросы задаются для проверки знаний. Эти вопросы побуждают вспоминать.
Темочки:
3. Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Эти вопросы, как и контрольные, типично «учительские». Задавать детям наводящие вопросы довольно сложно. Надо понимать, что и почему не понимает ребенок и каково его моральное состояние в настоящий момент. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, надо уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть как искусством дробления целого на части, так и классификацией, и еще - надо иметь бесконечное терпение.
Одно из хороших методик задавания наводящих вопросов состоит в следующем : пытаются сложное для ребенка понятие или термин свести к ряду простых понятий, а если надо, то и к ряду простейших. И так надо делать до тех пор, пока ребенку не будут понятны абсолютно все слова и сам вопрос. Это так называемый принцип сведения, или упрощения. В основе принципа сведения лежит общеизвестное соображение - учить можно только тому, что ребенок воспринимает и понимает. Трудность вопроса должна соответствовать возможностям ребенка. Например, надо объяснить малышу, кто такой «космонавт». Смотрим в Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: «Космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве». Неудачное для наших дней определение, сложное определяется через сложное, «космонавт» через «космическое пространство». Надо либо придумать формулировку попроще, например: «Космонавт - это человек, летающий на ракете в космосе. А космос - это пространство очень далекое от земли, то весь Мир, куда входят Луна, Солнце, звезды. Космос такой большой, что у него нет границ», либо воспользоваться палочкой-выручалочкой - образным видением. Возьмите подходящий рисунок или фотографию и покажите детям.
Итак, в результате сведения мы получили из исходных, недоступных для ответа, вопросов только доступные. Кстати, правилу сведения должны подчиняться планы занятий.
И еще одно предупреждение. Нельзя задавать новый вопрос, пока ребенок не ответил на предыдущий. Некоторые нетерпеливые взрослые «засыпают» детей вопросами, не дав им сосредоточиться и ответить. В результате ребенок может зарыдать от обиды и бессилия справиться со своей «медленной» нервной системой и с «быстрой» нервной тетей. Людей, не любящих детей и не обладающих эмпатией (искусством понимания другого человека, и допускать к детям нельзя.
Приведем несколько наводящих на понимание и на решение задач вопросов : Какие части входят в эту задачу? Что известно о.? Что неизвестно? Что надо определить, найти, решить?. Что надо сделать сначала, что потом?
4. Проблемные, или развивающие, вопросы, побуждающие думать и понимать. Их еще называют «на умение думать», творческими или полифункциональными (одновременно на вспоминание, на логику, на анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления.).
Обычно, проблемные вопросы начинаются так : зачем?., почему?., какие функции выполняет?.
Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «зачем?» являются целевыми вопросами. Вопросы, начинающиеся с «почему?», можно отнести к категории научных. Частным случаем проблемных вопросов для малышей являются вопросы типа «Найди ошибку» (в виде рисунка или рассказа).
Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: Сравните. Объясните. Сопоставьте. Чем отличается?. Что общего?. Как работает?. Как устроена?. Почему так произошло?.
5. Критикующие. Их цель - оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.
6. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов : осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.
7. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие предельно большое поле неизвестности.
Например, при игре в «Данетку» детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос : «Это Буратино?» - слабый вопрос, а вопросы - «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие вопросы.
8. Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?.» или «А это было бы, если?.» Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Например, невинный вопрос : «Что будет, если исчезнут насекомые?», является сложным системным вопросом, ответ на который потребует учесть сложнейшие пищевые процессы, бактериальное заражение и т. п.
9. Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности. Именно это-то нам и надо! Такого типа вопросы совершенно необходимы для детей. Одна из целей занимательных вопросов - заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.
Отметим, что система знаний, память, умение рассуждать и творчески мыслить могут развиваться и существовать только во взаимной связи и при условии выполнения упражнений по решению творческих задач, сформулированных в виде вопросов, упражнений, заданий и проблем.
10. Провокационные. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или сложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» : настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.
11. Мудрые вопросы. Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека - он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.
Тренинг умения давать определения словам. Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: «Что это такое? Как это называется? Зачем это? Почему?» На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребенка и точно.
Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление, поэтому надо точно знать значения слов и терминов, а также наглядно представлять образы предметов в сознании.
Привычку оперировать с четкими определениями и умение давать словам точные определения следует воспитывать с детства. Ибо это основа логического мышления, необходимое условие выполнения первого закона логики и взаимопонимания между людьми.
Формулировка определений слов довольно сложная, творческая кропотливая и ответственная умственная работа, поэтому полезно знать способы и правила формулировок определений и научить этому детей.
Игры и упражнения
Игра «Интервью»
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.
Беседа «Вопрос - ответ»
Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяет лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями. Экзамен наоборот, или «Данетка»
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик - в этом и заключается «экзамен наоборот». Цель «Данеток» - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Достоинства «Данеток» :
1. У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра «Данетка» абсолютно проста в проведении. Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Визуальные «Данетки»
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос : «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы :
• Предмет лежит в правой половине стола? «Да».
• Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д. Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно
использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Ситуативные «Данетки»
Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы : как это могло произойти?
Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные «Данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи.