Павлова Татьяна Николаевна
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу предложить вашему вниманию тренинг, который я проводила с коллегами: педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.
Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность)
Публикация «Тренинг „Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов“» размещена в разделах
Цель: преодоление страхов с помощью арт-терапии.
Задачи:
-повышение уверенности в себе;
- формирование положительной Я –концепции;
- преодоление негативных переживаний;
- снижение эмоционального напряжения.
Предполагаемый результат: Участники тренинга, научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов.
Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Формы работы: арт-терапия
Количество участников:
Основная часть.
Введение. (Мини-лекция)
- Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека.
- Сразу мы оговорим правила, которых будем придерживаться на протяжении всего занятия:
открытое общение
активность
безоценочные суждения
добровольное участие
здесь и сейчас
Знакомство (сбор ожидания) :
- Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга.
Упражнение «Наши ожидания»
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
- В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала».
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
- Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.
-Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение 2. «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
-Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх. А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Что вы чувствовали во время рисования?
-Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1. Какой способ избавления от страха вы выбрали?
2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?
3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?
Заключение.
-Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.