Светлана Боина
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Научные и исторические факты:
Научное изучение эмоционального интеллекта положило свое еще со времен Дарвина, а стало набирать свои обороты в конце 50-х годов. Изучением занимались психологи разных стран, в т. ч. Россия (ранее Советский Союз) : но серьезно подошли к изучению эмоционального интеллекта на Западе.
Пол Экман в рамках национального задания по исследованию получил гранд на научные исследования и занялся подтверждением дарвинской теории, которая гласила. Что люди любой расы, независимо от места и условий происхождения с рождения наделены:
• одинаковыми эмоциями,
• чувствами,
Публикация «Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• переживаниями.
И способны их одинаково выражать в схожих представших перед ними жизненных ситуациях.
Исследования Пола Экмана служили только началом в изучении эмоционального интеллекта человека.
Актуальность:
Тема развития эмоционального интеллекта является важной по нескольким направлениям:
• Расширить представление педагогов о эмоциональном интеллекте;
• При организации взаимодействия в Семьями воспитанников, расширить
• представления (законных представителей) о развитии эмоциональном интеллекте;
• Развивать эмоциональный интеллект воспитанников.
Работа в ДОУ направленная на развитие эмоционального интеллекта :
• С изучения и развития эмоционального фона воспитанников. Способны ли они различать эмоции других людей.
Научно и практически доказано, что дети способны различать эмоции своих собеседников (дарвинская теория доказана еще в конце 60-х годов, подтверждено П. Экманов и Л. С. Выготским)
Какие новые формы работы применялись:
• Проигрывание через драматизацию героев с их образами, чувствами.
• Речевое развитие с помощью развития эмоционального интеллекта.
• Игры направленные на развитие способностей узнавать свои внутренние переживания, сопереживанию других людей.
• выставка рисунков «Минутки радости и грусти».
• работа с педагогами, направленная на выявление алекситимии, и дающая возможность развивать способности, связанные с развитием эмоционального интеллекта,
• Работа направленная на развитие саморегуляции,
• Работа направленная на развитие гибкого (вариативного) мышление,
• Работа направленная на целеполагание и достижение поставленной перед собой задачей,
• Развитие командообразования.
• Обмен опытом с педагогами других детских садов,
• Семинар- практикум для педагогах о представлении значения термина «эмоциональный интеллект»,
• Работа с родителями на родительском собрании о представлении значения эмоционального интеллекта.
В перспективе:
• Проведение тренингов и обучающих семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников,
• Продолжать развивать эмоциональный интеллект воспитанников, проводя игровые занятия, тренинги, во время непосредственной образовательной деятельности.
Тренинг, способствующий развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
Способствовать формированию самомотивации воспитанников, достижению поставленных перед ними задач в соответствии с задачами направленными на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию саморегуляции.
2. Развивать совместную деятельность воспитанников, способствующую чувству командности- командообразование.
3. Способствовать развитию вариативности мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Способствовать принятию решений, среди открывшихся перед детьми возможностями выбора, в соответствии с социальными нормами и правилами поведения.
5. Способствовать развитию коммуникативных навыков, исключая возможности конфликтных ситуаций, формированию способности договариваться.
Возраст детей : 6-7 лет
Количество детей в группе : 10-12 человек.
Длительность тренинга : 25-30 минут
Упражнение: «Ладушки»
Цель: познакомить детей с эмоционально- позитивным способом запоминания и воспроизведения информации.
Задачи:
1. Научить детей вырабатывать синхронный ритм, способствующий концентрации внимания в поставленной перед ними задачей;
2. Научить принимать ответы других детей, даже если они оказались не правильные, пользуясь правилом «В игре все равны».
3. Научить детей самомотивации, для достижения поставленной перед ними задачи, в процессе упражнения, благодаря позитивной атмосферы в группе.
4. Способствовать развитию памяти детей.
Длительность упражнения 10-15 минут.
Ход упражнения:
Дети сидят в кругу на стульчиках. Тренер занимает позицию участника и садится с ними на стульчике в круг. Предлагает поиграть в игру «Ладушки». Дети четко представляют себе картинку и правила игры в «Ладушки» из раннего детского возраста. Тренер предлагает воспроизвести данную игру, чтобы вспомнить, какими все были маленькими и играли в «Ладушки». Похлопали. Тренер поясняет, что таким образом все, в том числе и он сам играли, пока нам было 1-2 года. И предлагает новые правила игры, предлагая детям повторять за ним, соблюдая точный ритм. Например: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Дожидаемся выравнивания ритма. Детям необходимо заинтересованно отработать данный процесс, т. к. впереди их ждет новое интересное задание.
Продолжая соблюдать ритм, тренер предлагает загадать каждому ребенку цвет. Далее ритм соблюдается на протяжении всего упражнения. Тренер обращает внимание, прежде всего на ритм хлопков и последовательность выполнения хлопков. Если произошел сбой, необходимо выровнять ритм, после чего продолжить упражнение. Дети тем самым будут уверены в правильности выполнения задания, концентрируя внимание на своих действиях.
Тренер предлагает озвучить каждым ребенком его цвет. В случае, если цвет уже повторяется, заменяется на другой. Далее тренер предлагает детям озвучить свой цвет и цвет, который они запомнили. Показывая на собственном примере: называет свой цвет, и цвет того ребенка, чей он запомнил и комментирует дальнейшие правила.
Например: «Оранжевый- синий. Дима синий цвет твой? (ребенок слышит свой цвет, подтверждает.) Теперь Дима, ты называешь свой цвет и другой, какой ты запомнил. А вы ребята слушайте, внимательно, потому что могут назвать ваш цвет.»
Упражнение повторяется, до тех пор, пока не окажутся задействованы все участники. Упражнение можно усложнить запоминанием цифр участников круга, так же сложением цифр.
В этом возрасте (начиная с 6 лет) начинает развиваться ведущая репрезентативная система восприятия детей. Тренер отслеживает, каким методом пользуется ребенок, чтобы далее провести работу с родителями. Идеальный вариант, когда все репрезентативные системы задействованы, что способствует развитию эмоционального интеллекта в полном объеме.
Упражнение: «Сиамские близнецы».
Цель: способствовать развитию эмоционального мышления методом командообразования.
Задачи:
1. Развивать вариативное (гибкое) мышление.
2. Способствовать развитию саморегуляции.
3. Способствовать развитию целеполагания и принятия решения.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Длительность упражнения: 10-15 минут.
Ход упражнения:
Детям рассказывается о сиамских близнецах. О возможностях, которых они лишены и способностях, которые открыты перед сиамскими близнецами.
Ребятам предлагается побыть некоторое время сиамскими близнецами.
Детей делят на пары. Ставят друг-друга бок о бок. Руками, которые находятся между сиамскими близнецами необходимо обхватить друг друга со стороны спины. А ноги, находящиеся по середине сиамских близнецов обмотать скотчем, для уверенности в исполнении упражнения.
Ребятам дается задание. Походить по группе, как сиамские близнецы проводя экскурсию друг- другу. Рекомендуется договориться о том, с какой ноги им начинать идти. После выполнения задания, сиамским близнецам предлагается сесть за стол на стульчики. Рекомендуется договориться и решить каким образом они смогут это сделать. В случае нахождения нескольких способов, опробовать все. Далее предлагается сходить умыться. Т. к. рук свободных только две, необходимо умыть друг-друга, проявляя трепетную заботу а своем брате (сестре) близнеце, как это делает мама. Соответственно, после того, как умылись, необходимо вытереть лица полотенцем, учитывая что полотенца должны быть разные и висят они в разных местах.
Далее упражнение усложняется тем, что к близнецам приклеивается еще одна пара сиамских близнецов. И в четверке необходимо повторить упражнение, с момента, где необходимо сесть за стол, а так же с момента, где необходимо умыть друг- друга.
В конце тренинга все садятся в круг и делятся впечатлениями:
1. Что понравилось, что не понравилось.
2. Что легко было выполнять, что сложно.
3. Чему научились, чему хотели бы еще научиться.
Похлопали друг- другу, сказали друг- другу «Спасибо!» и попрощались с тренером.
Список используемой литературы:
1. Пол Экман. Психология эмоций. Издательство «Питер», 2010 год.
2. Л. С. Выготский. Психология человека. Издательство «Эксмо», 2003 год.
3. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 год
4. Гиту Орме. Эмоциональное мышление. Издательство «Эксмо», 2013 год.