Гульнара Яушева
Тренинг с родителями будущих первоклассников «В первый раз в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
1. Развитие коммуникативных умений родителей.
2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
3. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
Оборудование
1. Мяч.
2. Карточка к игре «Инструкция».
3. Карманное зеркальце на каждого родителя.
4. Бумага, карандаши.
5. Памятки.
Содержание
1. Упражнение «Имя-качество»
Публикация «Тренинг с родителями будущих первоклассников „В первый раз в первый класс“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители! Вы многие друг-друга уже хорошо знаете, но сегодня я хочу предложить Вам обыграть новый способ знакомства. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди будет называть свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени. Например, Светлана — светлая, солнечная). И добавляете "А ребенком я была …"
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: школа «серьёзный момент» в жизни моего ребёнка потому, что (новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки).
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?
Знания и умения, необходимые будущему первокласснику.
Внимание:
• Выполнять задания не отвлекаясь около 15 минут;
• Находить 5- 6 отличий между предметами;
• Выполнять самостоятельно задание по образцу;
• Копировать в точности узор.
Память:
• Запоминать 8-10 картинок;
• Рассказывать по памяти стихи;
• Повторять в точности текст, состоящий из 4 - 5 предложений.
Мышление:
• Определять последовательность событий;
• Складывать разрезанную картинку из 9 - 10 частей;
• Находить и объяснять отличия между предметами;
• Находить среди предметов лишний;
• Объяснять свой выбор.
Математика:
• Называть числа в прямом и обратном порядке до 10 (20);
• Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• Ориентироваться на листе бумаги;
• Понимать выражение «длина в одну клеточку»;
• Определять время по часам.
• Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Развитие речи:
• Правильно произносить все звуки;
• Определять место звука в слове;
• Называть все звуки в слове по порядку;
• Использовать в речи сложные предложения;
• Составлять рассказы не менее чем из 5 - 6 предложений;
• Членить предложения на слова;
• Делить слова на слоги.
Развитие мелкой моторики;
• Свободно владеть карандашом;
• Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
• Ориентироваться в тетради в клетку или узкую линейку.
• Общая эрудиция:
• Называть своё имя, фамилию, отчество, имя и отчество своих родителей;
• Название родного города, столицы, Родины;
• Последовательность времён года, частей суток, дней недели;
4. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, какими знаниями и умениями должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Родители заполняют анкету.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».
Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу?
(по А. Е. Хасановой)
1. Вы не можете представить, что Ваш ребёнок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счётом.
2. Вы уверены, что Ваш ребёнок сможет быть лучше всех.
3. Вы считаете, что первоклассники не достаточно самостоятельны.
4. Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребёнку.
5. Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обижать и дразнить Вашего ребёнка.
6. Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя Вашего ребёнка.
7. Без Вас ребёнок часто плачет, угнетён.
8. Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребёнка лучше обучать дома, а не в школе.
9. Вы считаете, что Ваш ребёнок будет уставать в школе.
10. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.
11. Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребёнок станет непослушным.
12. Вам кажется, что Ваш ребёнок откажется идти в школу без Вас.
13. Вы уверены, что дети-первоклассники ещё не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.
14. Вы считаете, что Вашему ребёнку будет трудно учиться в школе.
15. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребёнок будет чаще болеть.
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас — не быть беспечным и невнимательным.
5. Игровое упражнение «Инструкция».
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуй столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе». Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».
Ещё одно задание. Перед Вами геометрические фигуры. Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая, имеет углы, но их не три, а стороны не все одинаковые.
6. Ситуация для анализа
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы
- Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
Комментарии психолога
У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему последними узнают о событиях в жизни их ребенка.
Поэтому мы родители должны научится понимать, принимать своих детей и правильно с ними общаться.
7. Во время общения с ребенком очень важно научиться использовать активное слушанье.
"Что для меня значит хорошо слушать?" Слышать и слушать - различные понятия.
Слышать - различать, воспринимать что-то (Ожегов) "Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное)". Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю", поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.
Почему важно активное слушание для ребенка? Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.
Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
Познакомимся с приемами активного слушания.
Материал для родителей.
Прием Содержание Ключевые слова
Пересказ
Уточнение
Отражение чувств
Резюмирование Изложение своими словами того, что сказал собеседник.
Родитель помогает разобрать-ся в собственных мыслях и чувствах ребенку. ("Я тебя слышу, слушаю и понимаю").
Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо. Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать ребенку.
("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда").
Проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе.
Подведение итогов, обобщение всего разговора. "Ты говоришь …"
"Как я понимаю …"
"Другими словами, ты считаешь"
"Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? "
"Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"
"Может ты расскажешь об этом поподробнее?"
"Вероятно, ты чувствуешь …"
"Мне кажется ты обижен".
"Итак, мы договорились".
"Главное, о чем ты хотел сказать …".
Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа) : на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывание партнера и продолжать разговор, тоже делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит. (по 5 мин).
8. Упражнение «Без «НЕ»»
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише. - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
9. Упражнение «Звезда».
Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.
Подготовить основу - изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.
Вопросы для обсуждения:
• Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
• Ваши мысли по этому поводу?
Идеи, выносимые на обсуждение:
От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.
От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.
10. Упражнение «Композиция».
Группа участников делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
Вопросы для обсуждения:
• С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
• Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
• Чем отличаются рисунки?
• Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?
Идеи, выносимые на обсуждение:
Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, успеху.
Если ребенок не понял - это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.
11. Упражнение «Руки».
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение:
В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.
12. Упражнение «Хвасталки»
«Я., мой ребенок.» Каждый участник 3-я позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
13. Упражнение «Мусорная корзина».
Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребенку.
Ведущий. На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет, напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.
Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.
Ведущий. Не всегда есть время обратить внимание на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан, так как вы пришли на наше занятие. Все изменения зависят только от нас. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка.
В заключении я бы хотела прочитать притчу.
14. Чтение притчи о мудреце
Жил на свете один мудрый мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.
— Вот сейчас я поймаю бабочку, положу ее в ладони, — подумал мальчик, — и пойду к мудрецу. Я спрошу его: «Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрет, покажу ему мертвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мертвое», я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.
Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришел к мудрецу и спросил: «О великий мудрец, как ты думаешь, у меня в ладошках живое или мертвое?»
Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Все в твоих руках».
Всё в Ваших руках дорогие родители!
Успехов Вам в воспитании ваших детей.
Приложение
Памятка для родителей
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине, нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Наказывая, подумай: «Зачем!»
7 правил для всех
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка,
- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
- Недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью
- Иногда можно использовать наказание как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать или идти пешком, или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени осталось на занятие любимым делом.
- Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
- Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
Используемая литература:
1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт. - сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. -143 с.
2. Ознакомление родителей с основными положениями ФГОС ДО. Е. В. Евсеева. Журнал «Справочник педагога-писхолога» № 3, 2014 г.
3. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок эффективное взаимодействие/ авт. – сост. Е. В. Шитова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 171с.