Оксана Оконешникова
Тренинг с педагогами «У меня все хорошо!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
изучить психологические закономерности, механизмы и эффективные способы межличностного взаимодействия, чтобы создать основу для эффективного и гармоничного общения с коллегами и детьми; развивать умение адекватно и эффективно действовать в различных эмоциональных состояниях и профессиональных ситуациях; обучить техникам и приемам саморегуляции и снятия напряжения, формировать адекватную самооценку, развивать интуицию.
1. Упражнение «Пчелы»
Цель: подготовить группу к занятию, создать положительный эмоциональный настрой.
Ведущий:
Публикация «Тренинг с педагогами „У меня все хорошо!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Представьте себе, что вы превратились в пчел. Покажите, как пчелы жужжат. Выберите: хотите ли вы быть пчелой, которая привыкла жужжать «жжж», или пчелой, которая привыкла жужжать «ззз». Дайте мне послушать жужжание ваших пчел. Жужжите так, чтобы почувствовать вибрирование в голове. Потом закройте глаза. Свободно опустите руки и медленно двигайтесь по кругу с закрытыми глазами, жужжа при этом. Послушайте пчел «своего роя». Постарайтесь услышать пчел «другого роя». При движении избегайте столкновений. А теперь продолжайте, жужжа, идти по кругу с закрытыми глазами, но при этом в одном месте комнаты должны собраться все «жжж» – пчелы, а в другом – «ззз» – пчелы.
Участники выполняют упражнение. Ведущий обсуждает упражнение с коллегами.
Ведущий: Трудно или легко было найти пчел своего роя? Что мешало, помогало? (Педагоги отвечают.)
2. «Тренируем эмоции»
Инструкция. Ведущий предлагает участникам команд по очереди произнести фразу «Наша Таня громко плачет…» с разной эмоциональной окраской:
• рассерженный человек;
• злая волшебница;
• увидевший чудо;
• любящая мама;
• генерал, отдающий команды;
• радостный ребенок;
• люди в сонном царстве;
• заяц, увидевший волка;
• человек с нечистой совестью;
• ребенок, потерявшийся в лесу;
• уставший после работы человек;
• человек, которого толкнули на улице;
• муравей, который тащит веточку.
Примечание. Участники поочередно вынимают из конверта полоски с заданием и вслух сообщают его остальным.
3. Упражнение «Веревочный мост»
Цель: создать условия для сплочения коллектива.
Ведущий:
Наверное, у каждого человека в жизни бывает черная полоса. Или же, как часто выражаются: «Я попал в пропасть». Вспомним, что в горах есть ущелья, утесы, пропасти. Перед нами пропасть, преодолеть которую мы можем только по веревочному мосту. Мост такой старый, что в нем нет уже многих перекладин, поэтому надо быть острожными. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не свалился в пропасть. Всякие толчки, несдержанность, поспешность и непродуманные действия могут привести к печальному результату. И наоборот, взаимопомощь, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех. Вот перекладины на нашем веревочном мосту. (Газеты по числу участников ведущий раскладывает по кругу.) Встаньте каждый на свою перекладину. Начинайте двигаться, переходя с перекладины на перекладину по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на те перекладины, с которых начали движение. Вперед! Вы прошли первую часть моста. А теперь пусть кто-то из вас встанет по двое на одну перекладину. Уберем из круга освободившиеся газеты. Снова начните движение в усложнившихся обстоятельствах. Молодцы! Уберем еще перекладины.
Переправа через пропасть будет считаться законченной, когда все участники расположатся по трое на газете.
4. Упражнение «Знакомство с животными»
Цель: снять эмоциональное напряжение в группе, создать благоприятные условия для работы.
Ведущий:
На планете Земля много лесов: лиственные, хвойные, тропические. В лесах водятся разные животные. Давайте представим их себе. Встаньте в круг друг за другом и повторяйте за мной все движения. В лесах водятся:
• жирафы – короткие, но сильные (Хлопки крест накрест по спине впереди стоящего.);
• львы, с жадностью поедающие мясо (Двумя руками мять шею и лопатки.);
• бегемот, который весело скатывается в воду (Медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику.);
• дикие прыжки кенгуру («Топать» кончиками пальцев по спине впереди стоящего.);
• слоны (Медленно и сильно нажимать кулаками на спину.);
• (Делать ладонями движения, похожие на то, как ползает змея); змеи, медленно ползающие по песку
• крокодил, разевающий пасть, (Коротко и сильно щипать руки и ноги);
• колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (Запустить пальцы в волосы и слегка их подергать.)
Педагоги повторяют за ведущим движения.
5. Упражнение «Дерево достоинств»
Цель: повышение самооценки, формирование навыков работать в коллективе
Инструкция. Участникам раздаются листы нарисованным силуэтом дерева. Листы крепятся на спины участников. Задание – подписать ветви, составляя наиболее полный перечень достоинств участников команды. Веточки подписываются по принципу: одна веточка – одно достоинство. Когда все участники, подписали ветки, листы собирает ведущий. Зачитывает карточки, другие участники должны угадать по названию достоинств участника. Примечание. Если количество веточек недостаточно, участники могут добавить столько, сколько им необходимо.
6. Упражнение «Лес» (релаксация)
Цель: провести рефлексию в конце занятия.
Звучит музыка для релаксации (по выбору ведущего).
Ведущий: Давайте немного отдохнем. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Мы лежим в сосновом бору. Подстилка на земле мягкая и удобная. Вокруг нас растут не только высокие сосны, но и обычные кусты и растения. Большие листья какого-то неизвестного растения служат нам ложем, они мягкие и нежные. Мы лежим на спине и смотрим ввысь, смотрим на макушки высоких сосен. Синее небо кажется таким высоким, непостижимым и бесконечным. Нет ни туч, ни облаков, просто синее небо. Лес полон различных звуков, щебет птиц заглушает дробь дятла, шуршание листвы еле слышно. Кажется, что растения в лесу разговаривают с нами и ласкают нас. Еле-еле щекочет нас за пятку травинка. Высокие сосны, окружив, словно защищают нас. Кора яркая, рыжеватого цвета. Слышны тихие потрескивания коры, и тонкие чешуйки падают на нас, словно снег. Если прислушаться, то можно услышать, как лес с нами разговаривает. Он говорит, что ему приятно видеть нас у себя в гостях. Он, словно заботливая мама, приготовил нам мягкую кроватку из листьев растений. Он нашептывает нам колыбельную леса. Шепот сосен слышен нам, он приятен нам. Хочется поспать в этом чудесном месте. Мы смотрим на синее небо и замечаем, как приятно пахнет этот лес, ароматы трав убаюкивают нас. Травы вокруг медленно шевелятся и нежно гладят нас по коже. Вот солнцевстает над нами и также гладит нас теплыми желтыми лучами. Колыбель ная леса, словно волшебная музыка, убаюкивает нас как младенца. Мы отдыхаем. (Пауза.) А теперь откройте глаза, возьмите альбомы и наборы для рисования. Нарисуйте такой лес, который вы себе представили. В конце упражнения участники тренинга вешают свои рисунки на магнитную доску.
Упражнение «Расскажи о своем состоянии»
Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущало ваше тело вначале занятия и что ощущает в конце? Что стало для вас ценным, запоминающимся на занятии? Где и с кем вы можете проводить данные упражнения? (Педагоги отвечают.)