МААМ-картинки

Конспект тренинга-занятия для родителей будущих первоклассников «Мы не боимся перемен»

НАТАЛЬЯ БОРОВАЯ
Конспект тренинга-занятия для родителей будущих первоклассников «Мы не боимся перемен»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников

«Мы не боимся перемен

План

1. Упражнение «Я сегодня – вот такая!».

2. Упражнение «Тайна имени».

3. Игра-ассоциация «Школа».

4. Упражнение «Серьезный момент»

5. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

6. Игровое упражнение «Инструкция».

7. Упражнение «Молекулы».

8. Упражнение «Фруктовый салат».

9 Беседа: Рекомендации родителям будущих первоклассников

10. Упражнение «Цветок»

11. Памятки

Публикация «Конспект тренинга-занятия для родителей будущих первоклассников „Мы не боимся перемен“» размещена в разделах

12 Итог занятия. Обратная связь.

Оборудование

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, рисунки с изображением геометрических фигур.

Содержание

1. Принятие правил работы в группе

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.)

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:«Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:

- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).

- «Безоценочное восприятие партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят.

- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).

2. Упражнение «Я сегодня – вот такая!» (работа в кругу)

Каждый из вас сейчас по очереди сделает шаг вперед и представит себя любым движением, а вся группа показывая это движение произносит Света сегодня вот такая! (показывают это движение).

3. Упражнение «Тайна имени»

Каждый по кругу называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т. д.

4. Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

3. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

4. Мини-лекция «Понятие готовости к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?» Как правило, родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).

Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).

Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

5. Упражнение "Инструкция".

Материал: листы и карандаши (цветные и простые, листы с геометрическими фигурами)

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй!», «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше!». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию, запоминать ее и правильно выполнять.

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году.

Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек.

Зачеркните 9-й и 10-й.

Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».

Обсуждение: Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!

Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?

Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые.

(Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.)

6. Упражнение «Молекулы»

Ход: Под музыку родители свободно двигаются по залу. Ведущий называет какое-либо число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек. В результате этой игры участников разбивают на 2 группы для следующей игры.

7. Упражнение «Фруктовый салат»

Все участники делятся на фрукты. Ведущий просит поменяться местами бананы, поменяйтесь местами только груши, присядут только яблоки, погладят себя по голове – бананы, скажут ура! только груши.

Рекомендации родителям будущих первоклассников :

• Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, потому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить его учебу.

• Познакомьте ребенка с его учителем еще к официальному началу занятия.

• Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

• Не запугивайте ребенка школой!

• Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голову должен сложиться позитивный, теплый образ.

• Расскажите ему о вашем школьном детстве, вспомните несколько веселых историй.

• Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках.

• Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.

• Поиграйте в школу (вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики, а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки.

• Хвалите своего ребенка.

• Оценивайте не ребенка, а его действия. Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.

Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.

• Создайте условия для соблюдения режима дня.

• Давайте больше самостоятельность (для профилактики неуверенности).

• Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, языка).

• Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).

• Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится учеба).

• Если ребенок допустимо ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

Если вы будете придерживаться этих советов, воспитывать своего ребёнка правильно вам не составит большого труда. Да и он сам с удовольствием будет спешить в школу чтобы порадовать вас своими успехами.

8. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике…» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.

(Родители называют слова и способы похвалы)

Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль родителя. Первая ситуация : Ваш ребенок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребенка в субботнике. Похвалите ребенка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию.

Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда вас хвалили?

Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?

Ваши ощущения после похвалы?

Хотелось получить еще пятерку и стать еще активнее?

Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалы! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызовет у будущих наших первоклассников желание быть еще лучше!

В процессе обсуждения этого упражнения родители задали очень интересный вопрос:"А если я буду хвалить ребенка, например, "Как красиво ты рисуешь! " А потом кто-то скажет ему из сверстников: "Да ты совершенно не умеешь рисовать! " Что тогда будет? Ведь ребенок перестанет Вам доверять? " Да, на самом деле, похвала должна быть обоснованной и найти подтверждение за рамками семьи тоже. Если Вы хвалите рисунок, но он на самом деле не очень хорош, похвалите, может быть, за интересный сюжет, или как подобраны краски, или просто за старание во время его рисования. Я думаю с такой похвалой никто не сможет поспорить!

9. Упражнение «Цветок»

Родителей просят нарисовать цветок.

Обсуждение. Посмотрите у всех цветок получился разный: по цвету, величине, раскраске и т. д. Так и наши дети все разные, и только от нас зависит как этот цветок раскроется в предстоящем обучении.

10. Памятки

Практические рекомендации

родителям будущих первоклассников

(И. А. Пазухина)

1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопитесь устраивать взбучку. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая» : «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет, много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2—3 часаотдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10 - 15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», похвала, даже если не все получается, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то.» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников» "Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так.

Конспект занятия по психологическому сопровождению будущих первоклассников «Создание «Лесной школы» Занятие 1. Создание «Лесной школы». Цель: создание условий для естественного психологического развития детей. Задачи: 1. Развивать навык.

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников» Советы родителям будущих первоклассников. "Семья и школа" № 3-1997г Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу» СКОРО В ШКОЛУ! Полезная информация для родителей будущих первоклассников Поступление в первый класс важный этап в жизни и ребенка, и родителей.

Памятка для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу»Памятка для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу» Консультация для родителей будущих первоклассников : «Скоро в школу» РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки.

Консультация для родителей Родителям будущих первоклассников Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников» Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное.

Консультация для родителей «Занимательные задачки для будущих первоклассников» Развитие математических способностей у дошкольника». И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание.

Родительское собрание «Готов ли Ваш ребенок к школе?» для родителей будущих первоклассников Методическая разработка родительского собрания на тему «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (для родителей будущих первоклассников). Автор: Герлиц.

Советы для родителей будущих первоклассников До поступления в 1 класс остался один год. Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка. Порой мама.

Автор публикации:
Конспект тренинга-занятия для родителей будущих первоклассников «Мы не боимся перемен»
Опубликовано: 27 октября 2019 в 13:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект тренинга-занятия для родителей будущих первоклассников «Мы не боимся перемен»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ БОРОВАЯ (УИ 2045227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД