Ирина Усманова
Педсовет-тренинг по этикету
▼ Скачать + Заказать документы
«Этикет для взрослых и детей» - педсовет-тренинг
(Педагоги входят в музыкальный зал и непроизвольно занимают места. Звучит музыка из м/фильма «Фунтик»).
Старший воспитатель:
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не полагая на себя определенных ограничений.
Публикация «Педсовет-тренинг по этикету» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Этикет слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятых в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.
Нормы этикета в отличие от норм морали являются установленными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека. Его нравственные и интеллектуальные качества. Умения правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопониманию, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни».
В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.
Этикет, что это такое? (дается определение) (слайд 2,3)
Немного истории: (слайд 4,5)
В настоящее время существует большое количество видов этикета, но начиналось все с придворного (государственного) этикета.
(Звучит «Менуэт», входят «придворные», вовлекают в импровизированный танец присутствующих, которые по окончании танца непроизвольно делятся на две команды).
Задание 1.
Придумать название своей команды в соответствии с темой викторины и представить ее, выбрать капитана команды.
Задание 2.
Перечислить виды этикета. (слайд 6,7,8,9,10,11,12)
Ст. восп. :
О столовом этикете мы подробно говорили на одном из прошлых педсоветов.
А мне сейчас хотелось бы совершить небольшой экскурс в историю.
(слайд 13,14)
Ст. восп. :
Сейчас подробнее остановимся на понятии
«Профессиональная этика» (слайд 15)
Профессиональная этика тесно переплетается со служебным этикетом. Рассмотрим основные понятия.
Вопреки распространенному мнению, для того, чтобы заслужить звание профессионала, недостаточно справляться со своими обязанностями. Необходимо также демонстрировать уважительное отношение к другим работникам, руководству и партнерам. А для этого необходимо четко соблюдать все нормы и правила профессиональной этики.
Многое, конечно, зависит от сферы деятельности, но можно выделить и некоторые общие черты профессиональных норм поведения. Например, в понятие профессионального этикета входят :
• грамотная речь;
• правильное и уместное употребление профессиональных терминов;
• соблюдение дресс-кода;
• поведение, которое способствует формированию положительного имиджа компании и ее хорошей репутации;
• безупречная вежливость;
• корректность и тактичность;
• пунктуальность. (слайды 16,17,18,19,20,21,22)
Таким образом, соблюдение профессиональной этики помогает эффективной работе, личному успеху и авторитету, успеху всего коллектива.
Ст. восп:
А сейчас настало самое время познакомиться с Кодексом профессиональной этики нашего детского сада (слово заведующей).
Ст. восп. :
А теперь рассмотрим основные аспекты понятия «Речевой этикет».
(слайды 24,25,26,27)
Задание 3:
«Формулы вежливости»
Командам раздаются карточки с заданиями. На выполнение задания отводится 3 минуты, выигрывает та команда, которая перечислит больше формул.
(Приветствие, прощание, формулы представления, формулировки отказа, просьбы и советы, предложения)
Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, коллегам, родителям (независимо от того, с какой возрастной группой он работает). Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.
Ст. восп. :
Говоря о речевом этикете, нельзя не упомянуть о проблеме речевой агрессии. Что это такое? (слайды 35,36,37,38,39,40,41,42,43)
Задание 4:
«Пантомима»
Каждая команда с помощью разнообразных движений изображает ситуацию, описанную в карточке. Команда соперников должна разгадать пантомиму.
I вариант:
Мальчик уступает место пожилому человеку в автобусе.
II вариант:
Мальчик поздравляет девочку с днем рождения.
задание 5.
«Цветик – семицветик»
команды заполняют лепестки цветка названиями тех нравственных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. Объяснить свой выбор.
Музыкальная пауза – «песенка о доброте»
Задание 6:
«Составь пословицу или поговорку» (на отдельных листочках написаны слова, из которых нужно составить высказывание)
1. «Ласковое слово лучше мягкого пирога».
2. «Ласковым словом и мед растопишь».
Задание 7: «Алфавит» (заканчивается педсовет высказываниями педагогов (одним словом) в алфавитном порядке на тему «Этикет». Например: А – аккуратность и т. д.)