Ольга Руденко
Психологический тренинг для педагогов и родителей «Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения»
▼ Скачать
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
для педагогов и родителей
«
Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения»
“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.
(Антуан де Сент Экзюпери).
Цель: Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
Задачи:
-Создать благоприятные условия для работы группы;
Публикация «Психологический тренинг для педагогов и родителей „Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
-Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
-Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала.
-Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
-Содействовать повышению уверенности в себе при общении;
-Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.
Оборудование: воздушные шары, стулья в два полукруга. Карточки (зеленый, желтый, красный, «правила группы», веревка (5-10 метров, мольберт, карточки для самодиагностики, карточки с предметами для задания «воздушный шар», ручки, шляпа, магнитофон, памятки участникам.
Ход мероприятия.
Психолог – Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на психологический тренинг, который мы предлагаем провести в путешествии на воздушном шаре вместе с нашими педагогами. Прошу удобней занять себе места в корзине шара. В путешествии нам придется много общаться в тесном взаимодействии, не зависимо нравится нам что-то или нет, от общения никуда не денешься, мы будем лететь высоко над землей.
- Вам наверняка знакомо это слово «тренинг». Как по-вашему, что оно обозначает и с чем ассоциируется? (Ответы.)
Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.
Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
У каждого участника для комфортного полета имеются по три сигнальные карточки: зеленые карточки - согласие на любые поставленные вопросы, желтые карточки – означают, что у вас есть предложения или хотите высказать свое мнение, рекомендации во время путешествия, красные карточки – несогласие, недовольство, желание высказать свой протест!
___
Психолог. Для начала, как и в любом путешествии, нам необходимо установить правила нашей группы участников. Я предлагаю:
Правила группы
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».
4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы нашей группы).
Голосование за принятие правил группы. Прошу поднять соответствующие для голосования карточки (согласия, несогласия, ваши предложения).
А так же по правилам безопасности необходимо пристегнуть ремни (играет тихая музыка релаксационная). К полету готовы, отцепить канат! Поднимаемся!
___
Психолог - Пока мы поднимаемся на определенный уровень для полета, вам необходимо получить полезную информацию от педагога….:
1. Воспитатель - Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
2. Воспитатель. – Нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
___
Психолог - Тема совместного психологического тренинга «Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения» выбрана не случайно. Так как педагог и родители должны быть партнерами в воспитании детей, должны иметь доверительные отношения. А без процесса общения невыполнимы поставленные общие цели и задачи воспитания и развития.
- Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций.
___
Психолог - Чтобы в группе работа шла активно и с увлечением мы с вами должны познакомиться, но необычным на это раз способом. Все действия необходимо выполнять аккуратно, так как мы находимся в невесомости и наш корабль не должен потерять равновесие.
Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами, кто.» (звучит мелодия)
Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы
Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Прошу участников и расположиться по кругу. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: любит носить брюки. Тот, кто остался без стула (новый ведущий) предлагает поменяться местами тех, кто…. любит яблоки, умеет играть на гитаре, любит стряпать и т. п.
___
Психолог. - Вот мы и познакомились. У вас есть много общих интересов, любимых продуктов, занятий. Вот только погода мне что-то не нравится, тучки какие-то серые. (ведущий смотрит в бинокль). Наверное, нужно принять меры предосторожности. У нас есть веревка, которой мы можем связаться и закрепиться за корзину корабля, чтобы нас не выбросило за борт.
Игра «Шанхайцы» Материалы – веревка длиной 5-10 метров
Правила – все участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинается закручиваться вокруг своей оси и тянет остальных за собой, пока не получится спираль, которую вы плотно обматываете веревкой на уровне бедер. Задание – в этом положение участники должны пройти некоторое расстояние (от одного края корзины до другого, по пути каждый должен преставиться и рассказать о себе, что-нибудь необычное о своих детях. Все участники должны запомнить все, что будет говорить каждый из них. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.
Психолог. - Ура! Штормовое нашествие обошло нас стороной, прошу занять свои места и рассказать, что запомнилось в ходе рассуждения. Время – 10-15 минут.
___
А сейчас немного важной информации от педагога….
3. Воспитатель: существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
___
Психолог - Следующим упражнением мы будем учиться общаться взглядом
Упражнение “Взгляды”
Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.
Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получилось две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.
Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. И сейчас мы проверим ваши взаимоотношения, создавшиеся в путешествии, на прочность.
Упражнение «Ладони-1»
В парах, стоя лицом друг к другу; участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще… При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. “Отступление" продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что “дошли до точки”, то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.
___
Психолог. - А теперь мы установим, на сколько доверительными стали у вас отношения друг с другом.
Упражнение «Ладони-2»
Пары те же. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шага. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от земли) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в упражнении «Ладони-1»). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад, и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад…
Итог. Между вами появился не только контакт глаз, но и доверительные отношения! Молодцы! располагайтесь удобно по местам.
___
Психолог. – солнце светит ярко, группе стало жарко! И чтобы не получить солнечный удар нужна шляпа. Но, увы, в нашей корзине она одна…
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение участников в высказывании комплимента друг другу. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент соседям по кругу. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке», если это педагог. А тот «сосед», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным.
___
Психолог. – Воздушная тревога!
"Воздушный шар"
Инструкция: "Прошу всех удобно сесть и внимательно выслушать информацию. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Мы с вами летим над океаном и до земли осталось еще 500-550 км. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком, которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине нашего шара:
1 Канат 50м
2 Аптечка с медикаментами 5 кг
3 Компас гидравлический 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные 20кг
5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
7 Конфеты разные 20 кг
8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
10 Палатка 10-местная 20кг
11 Баллон с кислородом 50кг
12 Комплект географических карт 25 кг
13 Канистра с питьевой водой 20л
14 Транзисторный радиоприемник 3 кг
15 Лодка резиновая надувная 25кг
Наше предложение имеет выход. Нужно собраться в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить.
Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги со списком предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, (образец психолога) соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т. д. ".
При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т. е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; (карточки сигнальные)
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых, так как дома всех ждут родные и близкие.
Если не сможете договориться, мы разобьемся. Помните об этом!"
(Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж приземлился неудачно - в океан, не долетев до земли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.
Психолог - при вашей активной деятельности мы благополучно приземлились на землю, но нас уже поджидают корреспонденты с вопросами о путешествии, о интересном, о трудностях.
Упражнение «Интервью»
Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.
– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью
Инструкция: далее мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым, кто вторым, На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет ответ всей группе эмоционально и выразительно. Корреспондент записывает ответ участника
Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.
Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”
Психолог дарит участникам тренинга памятки – правила активного слушания.
ПАМЯТКА УЧАСТНИКАМ ТРЕНИНГА
«Правила активного слушания»
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.