Олеся Лысенко
Тренинг как эффективная форма работы с педагогами и родителями ДОУ
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющимся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.
Публикация «Тренинг как эффективная форма работы с педагогами и родителями ДОУ» размещена в разделах
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.
Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.
В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.
Правила тренинга :
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т. п. это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном обще нии скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т. п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т. п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.
Комплекс занятий тренинговой программы рассчитан на разные категории: педагогов, сотрудников и родителей в ДОУ.
Число групп определяется в количестве 7-12 человек, возрастной состав не ограничен.
Данное пособие позволяет развить:
• навыки активного слушания
• навыки вербализации
• навыки аргументации
• навыки самопрезентации, самоподачи
• адекватный стиль поведения
• эмпатию
• чувства осознания и принятия себя
• навыки невербального общения
Более целесообразно будет представить план программ тренинга в табл
Таблица 1
План программы тренинга
«Путешествие в мир взаимопонимания» с педагогами
№ занятия Цель и задачи занятия Упражнения
1 Цель: Знакомство и заключение «договора»
Задачи:
1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга
2. Выяснение целей посещения тренинга и желаемого результата
3. Заключение «договора» 1. Правила тренинга
2. «Знакомство»
3. «Выяснение целей»
4. «Сиамские близнецы»
5. «Преодоление препятствий»
6. «Третий лишний»
7. «Зеркало»
8. Рефлексия
2 Цель: Совершенствование навыков общения
Задачи:
1. Создание атмосферы раскрепощённости
2. Снятие телесных зажимов
3. Усвоение навыков вербального и невербального общения
4. Эмоциональная разрядка 1. Приветствие
2. «Атомы»
3. В эфире
4. «Построиться в шеренгу»
5. Вырвись из круга
6. «Договориться молча»
7. Рефлексия
8. Маечка
3 Цель: Усовершенствовать навыки общения
Задачи:
1. Осознание важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Снятие эмоционального напряжения
4. Установление контакта с партнером по общению. 1. Приветствие
2. «Апельсин»
3. «Разговор»
4. «Пианино»
5. «Убеди»
6. «Ящерица»
7. Рефлексия
8. «Лирика»
4 Цель: Научиться вырабатывать коллективные решения
Задачи:
1. Усовершенствовать умение слушать собеседника
2. Развить способность понимать точку зрения другого человека.
3. Снятие эмоционального напряжения. 1. Приветствие
2. «Круг доверия»
3. «Кораблекрушение»
4. «Кошка-Собака»
5. Рефлексия
5 Цель: Сформулировать выводы по поводу проведенного тренинга
Задачи:
1. Дать участникам обратную связь.
2. Продемонстрировать их достижения и недоработки
3. Развитие внимательного отношения друг к другу
4. Снятие эмоционального напряжения
5. Подведение итогов. 1. Приветствие
2. «Кошка-Собака»
3. «Чемодан»
4. Рефлексия
Таблица 2
План программы тренинга «Путь к себе» с сотрудниками ДОУ
№ занятия Цель занятия Упражнения
1 Цель: Знакомство всех участников тренинга.
Задачи:
1. Знакомство с участниками и ведущими тренинга.
2. Создание доверительной обстановки.
3. Раскрепощение участников.
4. Снятие эмоционального напряжения. 1. Правила тренинга
2. «Знакомство»
3. «Меняемся местами»
4. Быть уверенным в себе – это значит:
5. «Мостик»
6. «Пожелание, комплимент»
7. Рефлексия
2 Цель: Личностное самораскрытие
Задачи:
1. Создание условий и формирование навыков самораскрытия;
совершенствование навыков группового выступления.
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие навыков невербального общения. 1. Приветствие
2. Упражнение “Кто Я?”
3. «ХВАСТОВСТВО»
4. «Проекция»
5. Рефлексия дня
3 Цель: Приобретение навыков эффективного общения
Задачи:
1. Создание атмосферы эмоционального комфорта
2. Снятие телесных зажимов
3. Развитие навыков эффективной коммуникации
4. Развитие навыков вербального и невербального общения и умение отстаивать свою точку зрения 1. Приветствие
2. «Клубок»
3. «Взгляд с другой стороны»
4. «Узнай предмет»
5. «За и против»
6. Рефлексия
4 Цель: Приобретение внутреннего комфорта и внешней уверенности.
Задачи:
1. Мобилизация внимания, улучшение настроения, повышение активности участников занятий.
2. Выработка навыков уверенного поведения
3. Создание в группе доверительной атмосферы, располагающей к самораскрытию 1. Приветствие
2. «Постановка уверенной походки»
3. «Поговори со мной»
4. «Познакомься»
5. «Печатная машинка»
6. Рефлексия
5 Цель: Закрепление навыков уверенного общения и взаимодействия
Задачи:
1. Обучение навыком эмпатии (вчувствования)
2. Закрепление навыков уверенной самопрезентации
3. Дать участникам обратную связь 1. Приветствие
2. «Моё состояние»
3. «Выступление на публике»
4. «Рассказ о себе»
5. «Чемодан»
6. Рефлексия
Таблица 3
План программы тренинга
«Счастливое материнство»
с родителями воспитанников
№ занятия Цель занятия Упражнения
1 Цель: Знакомство и постановка целей тренинга
Задачи:
1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга
2. Выяснение целей посещения тренинга и желаемого результата 1. Приветствие.
2. Правила тренинга
3. Знакомство
4. «Мои ощущения»
5. Аутотренинг
6. Музыкальная релаксация
7. Прощание
2 Цель: Научить участников тренинга раскрепощаться
Задачи:
1. Раскрепощение участников
2. Снятие телесных зажимов. 1. Рефлексия
2. «Палочка»
3. «Кто Я»
4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
5. Музыкальная релаксация.
Тема «Летнее утро». Музыкальное сопровождение:
один из вальсов Ф. Шопена.
6. Подведение итогов занятия
7. Рефлексия
3 Цель: Раскрытие внутренних резервов
Задачи:
1. Снятие телесных зажимов.
2. Развитие позитивного мышления
3. Раскрытие внутреннего потенциала 1. Приветствие
2. «Построиться по признаку»
3. Скала
4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
5. «Мой герб». «Моя проблема».
6. Моё имя
7. Аутотренинг.
8. Рефлексия
4 Цель: Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций
Задачи:
1. Закрепление навыка аутогенной тренировки
2. Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций 1. Приветствие
2. «Пантомимика»
3. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
4. Вместе мы – сила (два пальца)
5. «Мой ребенок»
6. Аутотренинг
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
5 Цель: Закрепление и обобщение приобретенных навыков
Задачи:
1. Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций
2. Закрепление развития позитивного мышления
3. Подведение итогов тренинга 1. Приветствие
2. «Найди свою пару»
3. Домашнее задание
4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
5. Каково мое отношение к моему ребенку
6. Музыкальная релаксация
Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта
в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта.
7. Чемодан
8. Рефлексия
9. Подарок
Приложение
«Знакомство»
Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует. Затем следующий называет своё имя и растение. А потом повторяет имя и растение предыдущего выступающего. И так далее.
«Выяснение целей»
Каждый из участников отвечает на два вопроса: 1. Что вы ожидаете от посещения тренинга? 2. Что вы хотите добить в тренинге? В конце упражнения каждый должен сформулировать утвердительное высказывание: «В этом тренинге я добьюсь (приобрету, научусь) …»
«Сиамские близнецы»
Участники тренинга делятся по парам. После чего тренер сообщает инструкцию : «Представьте себе, что вы и ваш партнер – это одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу – сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.»
Затем парам предлагается позавтракать (тарелка сосисок с капустой, стакан кофе, булочка, садится за стол.
Помните, что нужно быть внимательным к действиям партнера!
«Преодоление препятствий»
Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить почему он сегодня такой.»
Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать.»
В конце занятия проводиться рефлексия чувств.
«Третий лишний»
Участники делятся по парам, встают в круг. Один человек галет, а другой убегает. Как только убегающий станет третьим к другой паре, то первый из этой пары начинает убегать. Задача галящего: заляпать убегающего.
Приветствие
Участники тренинга встают в круг. Один из участников здоровается с соседом, прикасаясь к любой части его тела. Это движение проходит по кругу. Выбывает тот, кто засмеялся. Затем следующий участник здоровается своим способом и т. д.
«Атомы»
«Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями)».
Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе?» и т. д.
«Построиться в шеренгу»
Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.
«Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».
Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.
Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению. Вопросы «Что помогало группе справиться с поставленной задачей?», «Что помешало выполнить задачу быстрее?» («Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?») и т. п. — дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда группа вырабатывает совместное решение, должна о чем-то договориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, позицию других; обнаруживается, что не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.
Вырвись из круга
Участники тренинга делятся на две группы, в каждой группе выбирается доброволец. Добровольцы выходят за дверь, и им даё тся инструкция: любым способом вырваться из круга. Группам, оставшимся, а аудитории: выпустить вырывающегося, только в том случае, если он вежливо попросит его выпустить, сказав при этом «пожалуйста».
«Договориться молча»
Все участники садятся по кругу,
«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Маечка
Каждый из участников по очереди рассказывает о том, в какой маечке он себя представляет, какого она цвета, что на ней нарисовано.
«Апельсин»
Группа встает в круг. Необходимо передать по кругу апельсин без помощи рук, удерживая его только подбородком.
«Разговор»
Группа садится по кругу.
«Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся, друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу, 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.
При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
«Пианино»
Участники садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Тренер запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево.
«Убеди»
Группа делится на две подгруппы. В каждой подгруппе выбирается один «воспитатель», а остальные «родительский комитет». Задача воспитателя: убедить родительский комитет в том, что они смогут собрать средства с родителей на покупку игрушек в группу, а задача родительского комитета : «отрицать и возмущаться». В конце упражнения обсуждаются впечатления, и что получилось и не получилось, какие доводы были более убедительными.
«Ящерица»
Группа делится на 2 команды, каждая из которых выбирает «голову» и «хвост». Участники встают друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего человека. Задача «головы» - заляпать «хвост» другой команды, в то же время защитить свой «хвост». То есть кого задела «голова» противоположной команды, выходят из игры.
«Лирика»
По кругу каждый дарит своему соседу стихотворение
«Круг доверия»
Участники тренинга садятся или встают в круг и берутся за руки с партнерами слева и справа, закрывают глаза, расслабляются и начинают медленно раскачиваться. При этом руководитель делает внушение путем создания образа шара в области солнечного сплетения каждого участника, исходящих от шара теплых лучей и передачи этого тепла партнерам слева и справа путем пожатия рук.
Быть уверенным в себе – это значит:
Участники по очереди высказывают свои предположения о том, каким должен быть уверенный человек. Затем тренер приводит сведения из научной литературы:
* Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь
* При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва
* Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие
* Знать свои права и уметь их отстаивать
* Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь
* Уметь сказать "Нет", если нет желания что-либо делать
* Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством
* Верить в себя и свои возможности
* Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься
* Не компенсировать неуверенность агрессией
* Не компенсировать неуверенность агрессией
* Делать комплименты и с благодарностью их принимать
Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые