Елена Демидова
Тренинг для педагогов «Гореть или жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ, повышение стресоустойчивости.
Задачи:
1. Формирование знаний воспитателей о понятии эмоционального выгорания.
2. Выработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
3. Формирование навыков саморегуляции, управление своим психоэмоциональным состоянием.
Ход тренинга.
1. Разминка.
Все участники рассаживаются в круг. Педагогам предлагается представиться, проводится упражнение «Ассоциация».
Упражнение “Ассоциации”
Публикация «Тренинг для педагогов „Гореть или жить“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.
Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
2. Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “ Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
3. Упражнение " Распредели по порядку"
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
4. Упражнение "Удовольствие"
Цель: выработка стратегии помощи для восстановления сил.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
5. Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело, повышение самооценки педагогов.
6. Упражнение “Дождик”
Цель: снятие эммоционального напряжения, создание положительных эмоций.
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
7. Упражнение "Защита".
Чтобы защитить себя от нежелательного усвоения ненужных вам сигналов, отработанной биоэнергии от других людей, биосигналов, содержащих болезнетворную информацию, нужно научиться избегать восприятия таких сигналов. Хорошо заранее настроиться на защиту от нежелательного для вас воздействия. А теперь сядьте в удобную позу и мысленно, круговыми движениями головы, начиная с подошв постепенно, медленно вверх по спирали создайте вокруг себя круговые потоки энергии, как бы заматывая себя энергетической лентой. Итак, заматывайте себя энергетической лентой от подошв, постепенно поднимаясь вверх по спирали, кончая головой. Итак, каждый создаёт вокруг себя защитный кокон энергии. А теперь проверим – попробуйте повлиять друг на друга, поднося довольно близко свои руки друг к другу. Довольно легко убедиться, что сейчас вы не воспринимаете внешнего поля… Можно ещё дополнительно представить, что вы надеваете на себя металлический цилиндр. Один конец цилиндра стоит на земле, другой уходит высоко в космос. Цилиндр совершенно непроницаемый ни для каких энергетических воздействий. Итак, укрепите образную энергетическую защиту от внешнего, окружающего вас мира, почувствуйте вашу независимость и защищённость. Выработайте в себе уверенность сохранять энергетическую защиту при любом воздействии. Закройте глаза и откройте их с чувством глубокой уверенности в этом. Сейчас степень вашей уверенности оцените по пятибалльной шкале.
8. Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить;
- использование позитивных утвержений.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Смех и чаще улыбаться.
5. Релаксация
6. Поддержание хорошей спортивной формы
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.
7. Занимайтесь самообразованием.
8. Отвлекайтесь:
• много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе;
• постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет;
• оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь;
• обращайте внимание на мельчайшие детали;
9. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
• наведите порядок дома или на рабочем месте;
• устройте прогулку или быструю ходьбу;
• пробегитесь;
• побейте мяч или подушку и т. п.
Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи.
10. Но есть еще одно противоядие :
хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:
"Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша! "
11. Творчество в любом виде.
12. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
8. Релаксационное упражнение " Источник"
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
9. Притча.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.
Итоговая часть.
Получение обратной связи. Психолог: "Я предлагаю вам оценить эффективность данного занятия. Перед вами на столе лежит лист ватмана, бумажные разноцветные цветы и зелёные травинки, клей. Создадим цветочную поляну. Те педагоги, кому понравилось занятие, наклеивают лепестки, чтобы получился цветок. Педагоги, которые имеют другое мнение, наклеивают травинки. Спасибо за работу".
Литература:
Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем 4-е изд М. Генезис, 2006.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2005.