Алина Ивановна Горбунова
Тренинг для воспитателей «Психолого-логопедическое ассорти»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов со способами эффективного общения; развитие умения оказывать психологическую поддержку, как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Задачи:
- формировать умения и навыки в сфере общения;
- формировать и развивать установки, нужные для успешного общения;
- развивать способности адекватного познания себя и других людей;
- активизировать обмен информацией практическими знаниями;
- совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и специалистов;
Публикация «Тренинг для воспитателей „Психолого-логопедическое ассорти“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
- закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.
Оборудование: лист А4 на каждого участника, фломастеры, «полянка», бумажные цветы разного цвета, игрушка сердце, мольберт, скотч, презентация, музыка.
Ход тренинга
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с некоторыми людьми, может быть индикатором нарушения пространства.
Информация о расстоянии:
1. 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
2. 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
3. 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель - подчиненный).
Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает: умение говорить с людьми на одном языке, не перегружая друг друга информацией. Для этого я предлагаю Вам, поприветствовать друг друга.
Упражнение «Приветствие».
Приветствуйте друг друга словом «Здравствуйте!», но с 10-ю оттенками:
- страх
- удовольствие - дисциплинированность
- неудовольствие - радость
- достоинство
- безразличие - ирония
Как всем известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Наша встреча направлена на знакомство со способами правильного, эффективного общения, развития в себе умения общаться как вербальными, так и невербальными средствами. Высказывания великих людей:
Изречение Л. Н. Толстого: «Слово - есть поступок».
Вадима Шефнера: «Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести».
Притча о слове.
«Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое ужасное, что есть на свете».
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!»- удивились гости. «А разве это не самое ужасное»? спрашивает он. «Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое прекрасное. И вновь слуга принес язык. Разве это не прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода», говорит Эзоп».
Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю.
«Страшный сон». «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вывод: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.
Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем входит в контакт (дети, их родители, коллеги).
Игра-активатор “Друг к дружке”.
Задача: способствование эмоциональной разгрузки.
Сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я произнесу команду: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.
- Нос к носу!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке! - Лоб ко лбу!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку! - Носок к носку!
- Живот к животу!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Вед. : Спасибо. Садитесь!
- Правая рука к правой руке! - Спина к спине!
- Друг к дружке! - Бок к боку!
Продолжаем играть, упражнение “Комплименты”.
Задача: создание позитивного настроения.
Психолог : Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте проверим, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу передавая волшебное сердце, до тех пор, пока все участники не сделают комплимент партнеру.
Рефлексия: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
Психолог : Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи.
Логопед: Так как язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
Упражнение «Артикуляционная гимнастика» Жили были дедушка и бабушка.
К ним толстые внуки приехали в гости - надуваем щёки
С ними худые - лишь кожа да кости - втягиваем щёки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись - губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы
Поцеловать они всех потянулись - губы тянутся вперёд
Утром проснулись — в улыбочку губы - снова широкая улыбка
Чистили мы свои верхние зубы - широкий язык за верхними зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи - соответствующие движения широким языком
С нижними зубками тоже мы дружим - повторение этих движений языком в положении за нижними зубами
Блюдца поставим - положат блины нам - широкий язык лежит на нижней губе
Дуем на блинчик — не в щёки, не мимо - подуть на широкий язык
Блинчик жуём, завернём и прикусим - жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы
Блинчик с вареньем малиновым вкусным - облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад
Чашки поставим, чтоб чаю налили - широкий язык загибаем кверху чашечкой
На нос подули - мы чай остудили - подуть с «чашечки» вверх
Чаю попили — никто не обижен - «чашечка» двигается вперёд-назад
Вкусный был завтрак - мы губки оближем - кончик языка облизывает губы по кругу
Дедушка сделал для внуков качели - широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы
Все мы на них покачаться успели. - узкий язык ставится попеременно то перед верхние, то перед нижней губою
Дедушка скачет на лошади ловко - щёлкаем языком
Вот замедляет лошадка шажочки - медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки
Вот на опушке мы видим грибочки - присасываем язык к нёбу и открываем рот
Вот из сарая индюшка пришла - широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе;
Важно сказала: «бл-бл-бл-ла». - упражнение делаем с голосом.
Вот и закончился день пора спать.
Завтра опять будем гулять.
Так же людям необходимы невербальные средства общения, для ясности в понимании друг друга: тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; контакт глазами и т. д.
Что означают основные жесты и позы в поведении человека.
Сейчас я хочу поделиться с вами информацией, возможно, она будет вам полезна в той или иной ситуации при общении и определении состояния человека в любом разговоре.
Жесты открытости. Раскрытые руки ладонями вверх (если дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. А когда чувствуют свою вину или насторожены прячут руки в карманы, либо за спину.
Руки, скрещенные на груди. Это защитная поза, которую принимают, когда чувствуют себя неловко и хотят себя от чего-либо защитить. Также она означает, что человек хочет от вас отгородиться, он чувствует себя неуверенно.
Голова слегка наклонена на бок – внимательное слушание.
Человек опирается подбородком на ладонь указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта - критическая оценка.
Руки на бедрах. Когда человек подбоченивается и сильно оттопыривает локти, это означает: «держитесь от меня подальше» или «лучше ко мне не подходите».
Человек старается не смотреть на вас – скрытность, утаивание своей позиции.
Взгляд в сторону – подозрение, сомнение.
Жесты ухаживания «прихорашивания»
У женщин - приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчин, балансирование туфли на кончиках пальцев (в вашем присутствии чувствую себя уютно).
Мужчины – поправление галстука, запонок, пиджака; если расстегнул - открыт для общения.
Правило интерпретации языка тела – не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику.
А сейчас поиграем в игру «Гонки слонов».
Логопед: Я предлагаю Вам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).
Логопед: предлагаю слонам погулять, но предупреждаю, что «слоны» должны замереть, услышав слово «стоп».
Логопед: произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, и т. д.
Давайте, попробуем оценить себя: «Чей слон был более внимательным?»
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Психолог : сейчас я предлагаю Вам упражнение «Парное рисование»
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения; умения работать по правилам; развитие способности конструктивного взаимодействия.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу». Работаем 2 минуты.
Обсуждение итогов рисования. Что было трудно?
Упражнение «Тренируем эмоции».
нахмуриться как: - рассерженный человек устань, как: - муравей, поднявший груз
Задание для воспитателей 1 команды -
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, помогая маме,
- как уставший воин после победы. Задание для воспитателей 2 команды -
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
попросите нахмуриться как:
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
устань, как: - папа после работы позлись, как: - два барана на мосту
Обсуждение итогов. Что было трудно?
Метафора общения.
«Один человек заблудился в лесу. И хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, но человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу».
Психолог : Жизнь похожа на лес, иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим, и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути для продвижения вперед в нашей жизни.
Логопед: игра: «Отвечай – не торопясь».
Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как участники умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.
Команда № 1 Команда № 2
Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)
Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок)
Подберите слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха, мама, майка, Мурка)
Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо).
Игра «Почему хорошо, почему плохо».
1) Старший воспитатель предложила провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
2) Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …
Обе команды справились с заданием, в ходе которого мы увидели, что в нашей обыденной жизни существуют как положительные, так и положительные стороны в каждой ситуации.
Логопед: Процесс общения очень сложен. Мы, приходя на работу, каждый день взаимодействуем друг с другом, идет непрерывный процесс обмена информацией, общаемся. Часто не задумываясь о том, как и где применять определенные приемы общения, которые повышают эффективность методов коммуникативного общения. Сегодня мы на практике познакомились с основными методами продуктивного общения, однако совершенствование навыков у нас происходит постоянно. А это значит, что тема продуктивного общения остается актуальной на всех жизненных этапах.
Психолог : Итак, наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что у вас поднялось настроение, вы получили полезную информацию, а также зарядились положительными эмоциями.
Все члены тренинга образуют круг, вытянув руку, ладонью вниз, по очереди кладут, сверху руки ведущего, свою руку. Ведущие произносят пожелания группе:
Желаем Вам чтобы сегодня, и все последующие дни:
Здоровье – хорошим, Удача – привычной,
Любой день – погожим, Мечта – необычной,
Жилище – уютным, Улыбка – беспечной,
А ветер – попутным, Любовь бесконечной.
Закончив говорить пожелания, на счет «три», вскидываем руки вверх.
Релаксация. «Цветок настроения»
Логопед: Просим Вас оставить на этой «полянке» цветок того цвета, который отображает ваше настроение.
Психолог : Благодарим Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!
Литература:
1. Брошюра из серии «Популярная психология» : «Читаем человека как книгу»
2. В. В. Волина Учимся играя. М., 1994.
3. Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. СПб., 2003.
4. 4. О. В. Джежелей Помогайка. Книга для взрослых и детей. М., 1994.
5. В. Д. Карвасарский Психотерапия
6. Н. В. Клюева Технология работы психолога с учителем
7. В. Л. Леви Искусство быть собой.
8. А. Ю. Монахова Психолог и семья : активные методы взаимодействия
9. Л. М. Новикова, И. В. Самойлова Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
10. А. С. Прутченков «Тренинг личностного роста». Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.