Получи документы

Тренинг для родителей «Мы познаём друг друга»

Татьяна Сушко
Тренинг для родителей «Мы познаём друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т. д., и зачастую взаимоотношения между родителями и детьми происходят только в форме обмена информацией. Но ведь детско-родительские отношения - это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимовлияние, взаимодействие с ребёнком.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии ребёнка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми.

Публикация «Тренинг для родителей „Мы познаём друг друга“» размещена в разделах

Нередко в семье используется грубый тон, резкий окрик, который вызывает у ребёнка выраженный протест. В семье, где один из родителей, а тем более оба страдают алкоголизмом или наркоманией—никогда не бывает спокойной обстановки, что травмирует психику ребёнка. Дети, растущие в таких семьях всегда угнетенные, испуганные, болезненно переживают пороки родителей, тем более что практически всегда лишены правильного ухода, здорового рационального питания.

Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребёнком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.

Анализируя собственный опыт работы с родителями, я пришла к выводу, что одна из главных предъявляемых проблем – проблема позитивного взаимоотношения в семье.

На основании этого, считаю, что одна из задач - привлечение внимания родителей к налаживанию эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений “ Мы познаём друг друга”.

Цель тренинга: гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

1) формирование родительской компетентности

2) создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

3) обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

4) формирование навыков эмоциональной саморегуляции

5) формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

6) формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Ожидаемый результат:

1) развитие рефлексивных способностей,

2) развитие эмпатии,

3) сплочение членов семьи.

Форма проведения: тренинг.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, ножницы, лист ватмана, музыкальный центр.

Длительность занятий: 1 занятие.

Продолжительность занятия: 1.5 -2 часа.

Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.

Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Ход тренинга:

Упражнение 1. Знакомство (время 5 мин.)

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга.

Вступление

Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов.

Правила группы:

1) общение по принципу «здесь и теперь»;

2) персонификация высказываний;

3) конфиденциальность всего происходящего в группе;

4) правило «стоп» для участников группы;

5) правило «вето» для руководителя группы.

Упражнение 2 «Имя» (время 10 мин.)

Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя.

Передавая мяч, детишкам надо сказать, как зовут ребенка, как зовут маму, и сказать какая она, чем вы с ней занимаетесь.

Например: Я Саша, мою мам у зовут Наташа, она самая лучшая и добрая.

Приветствие – разминка:

(мама-ребенок)

Здравствуй друг, - здороваться за руку

как ты тут – трогаем плечо

где ты был- за ушко

я скучал- за грудь

ты пришел- руки в стороны

хорошо- обнялись

Упражнение 3 «Реклама моей семьи» (время 10 мин.)

Каждая семья должна каким-либо образом заявить о себе. Это может быть "объявление в газете" (несколько строчек) или "реклама на радио, телевидении". В "рекламе" или "объявлении" необходимо указать главную цель сообщения.

Упражнение 4 «Ёжик» (время 5 -7 мин.)

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубок и сохраняет это положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ёжик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение:

• Как вы себя чувствуете?

• Какая роль понравилась больше и почему?

• Где можно использовать такие прикосновения?

Упражнение 5 «Рисунок в паре» (время 10 мин)

— Возьмите бумагу и по одному цветному карандашу (маркеру, мелку) — каждый партнер разного цвета. Договоритесь, кто будет начинать рисунок. На этом этапе все вербальные, то есть словесные формы общения запрещаются. Началом рисунка могут быть линия, загогулина, каракули. Передаете лист партнеру. Он прибавит что-то свое… Работа, повторяю, идет в тишине. Чувствуйте друг друга, дышите друг другом, понимайте (3 минуты).

Рефлексия под музыку

Какие чувства у вас сейчас?

Легко / трудно было выполнять это упражнение?

Что понравилось / не понравилось?

Что запомнилось?

Чему учит это упражнение?

Упражнение 6 «Слушать чувства» (время 7-10 мин.)

Инструкция: дети сообщают взрослым заранее приготовленные выражения. Задача родителей состоит в том, что прослушать внимательно детские «сообщения», стараясь услышать выражение в них чувства. Написать в колонке справа чувства или чувство, которые они услышали. Это может быть одно или несколько чувств – напишите все основные чувства, которые услышали в данном сообщении.

Обсуждение

Упражнение 7 «Лавина» (время: 5 мин)

— Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы с ребенком совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию для веселого время препровождения. У вас есть хорошая еда, напитки, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора, радио, средств связи.

После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?» (по Ф. Зимбардо).

Рефлексия

Какие чувства у вас после этого упражнения?

Чему оно учит?

Какие выводы вы можете сделать.

Упражнение 8 «Зеркало» (5 мин.)

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

Упражнение 9 «Волшебный камень (10 мин.)

Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому что ты самый (самая…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами.

Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.

Упражнение 10 «Продолжить фразу…» (время 5-7 мин.)

Говорит мама потом ребенок:

«Я не люблю когда….»

«Я люблю когда

Упражнение 11 «Радость- грусть» (время 6-7 мин.)

Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

мне радостно, когда.

мне грустно, когда.

Упражнение 12 «Нарисуй одним карандашом (мама-ребенок)» (время 6-7 мин.)

-Легко было рисовать вдвоем?

Упражнение 13 «Похвала (время 5-7 мин.)

Не повторяясь, похвалить своего ребенка, делая акцент на его действиях (не переходя на похвалу личности, только поведение, действия).

Упражнение 14 «Коробка» (Для родителей) (время 10 мин.)

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую — в одну коробку, левую — в другую, участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

— Удобно ли было двигаться?

— Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

— В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее — когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой — семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Рефлексия

Чем полезна именно для вас данная встреча?

Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

Ритуал прощания

Мы завершаем наше общение, и сейчас я предлагаю вам выполнить последнее упражнение.

Упражнение 15 «Распускающийся бутон»

Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (все отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Обсуждение:

• какие чувства испытывали во время упражнения.

Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания.

На тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне. Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой.

• Изменились ли ваши взаимоотношения?

• Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?

• Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

• Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

И на этом мы завершаем наше занятие. Всем добра и мира.

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Друг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Мастер-классДруг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Мастер-класс Друг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Авторский мастер-класс У моей коллеги осенью появился.

Фотоотчёт ООД по изготовлению открытки для мамы «Мы чувствуем друг — друга сердцем»Фотоотчёт ООД по изготовлению открытки для мамы «Мы чувствуем друг — друга сердцем» Слово "мама" - одно из самых древнейших слов на Земле. Почти на всех языках мира оно звучит одинаково! Одинаково нежно! Мама - это первое.

Итоговое занятие по проекту «Таинственный мир насекомых». НОД по экологии «Насекомые и цветы созданы друг для друга»Итоговое занятие по проекту «Таинственный мир насекомых». НОД по экологии «Насекомые и цветы созданы друг для друга» Итоговое занятие по проекту «Таинственный мир насекомых» НОД по экологии и аппликации с использованием бросового материала «Насекомые и.

Фотоотчёт «Как мальчики и девочки друг друга поздравляли с праздниками 23 февраля и 8 марта» (2 класс)Фотоотчёт «Как мальчики и девочки друг друга поздравляли с праздниками 23 февраля и 8 марта» (2 класс) К этим поздравлениям мы готовимся заранее, это уже традиция класса поздравлять не только мам, пап, дедушек и бабушек, братьев и сестер,.

Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга»Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга» Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга» 1. Рекомендации для родителей для успешного развития ребенка - Беседа:.

Консультация для родителей «Ты мой друг и я твой друг»Консультация для родителей «Ты мой друг и я твой друг» Жизнь в детском саду, конечно, же отличается от существования в семье. Дома чаще всего взрослые приспосабливаются к ребёнку, учитывая.

Любим мы в песок играть и друг друга удивлять!Любим мы в песок играть и друг друга удивлять! Приветствую вас, друзья и гости моего блога!Дети дошкольного возраста с огромным удовольствием играют в песок, он оказывает на них благотворное.

Презентация «Мы не можем друг без друга» — учим старших дошкольников и младших школьников придумывать чистоговорки» Детей, начиная со старшего дошкольного возраста, не очень сложно научить придумывать рифмовки, ритмовки и чистоговорки. Например, для сочинения.

Собрание-тренинг для родителей воспитанников логопедической группы «Развиваемся играя» Собрание – тренинг для родителей воспитанников логопедической группы. Подготовил учитель-логопед I квалификационной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Мы познаём друг друга»
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 19:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей «Мы познаём друг друга»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сушко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД