Светлана Антонец
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи тренинга:
1. Формировать у педагогов знания о здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии.
2. Снять психическое напряжение и эмоциональную усталость у педагогов.
3. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
4. Формировать у педагогов навыки саморегуляции и позитивного мышления.
Оборудование: листы бумаги, карандаши и ручки, музыка, лист с надписью «здоровье», карточки с незаконченными предложениями, стикеры (или QR код для обратной связи).
Публикация «Тренинг для педагогов „Здоровый педагог“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Целевая аудитория: педагоги.
Время проведения: 1 -1.5часа.
Содержание тренинга.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге Здоровый педагог» с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.
Правила работы в группе (на экране) правила тренинга принимаются приемлемые для вашего учреждения).
Упражнение «История моего имени»
Цель: знакомство с членами группы, подчеркнуть свою индивидуальность.
Для выполнения этого упражнения всем участникам необходимо сесть в круг, и вспомнить историю возникновения своего имени. (Меня назвала так мама, потому что…. Мое имя означает)
Беседа «Здоровый педагог» Как вы понимаете словосочетание «Здоровый педагог»? Ответы и рассуждения педагогов.
Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».
Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга лист со словом «Здоровый педагог»».
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.
• Я улыбаюсь детям при встрече.
• Я стараюсь приходить на работу в хорошем настроении.
• Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
• Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
• Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
• У меня отсутствуют вредные привычки;
• Я соблюдаю режим дня;
• Я правильно питаюсь;
• Я эмоционально уравновешен;
• Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего к табличке с надписью «здоровый педагог»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над, чем задуматься.
Упражнение «Ромб Пезешкиана»
Согласно теории Носсрата Пезешкиана (немецкого невролога, психиатра и иранского психотерапевта) всю жизненную энергию человек распределяет в четырех сферах:
Тело - поддержание физического здоровья, поддержание гигиены тела, забота о внешнем виде. Деятельность - работа, учеба, общественные обязанности, наша инициатива. Контакты - общение со значимы для вас людьми: родными, друзьями, коллегами по работе, знакомыми. Духовность - сфера, которая отвечает за наши жизненные цели, смысл жизни, мечты, желания, психологическое равновесие, интуицию.
Инструкция: представим, что Ваша жизненная энергия составляет 100%. Распределите ее на четыре сферы своей жизни так, как это отображает Ваша жизненная ситуация на данный момент. Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем систему координат. Дальше, подумайте, сколько сил, времени, энергии, вы вкладываете в каждую из 4-х сфер вашей жизни, исходя из того, что на все у вас 100%
• Тело/здоровье - ?
• Деятельность/достижения - %?
• Контакты/ - %?
• Духовность/будущее/смысл - %?
Результаты нужно откладывать в масштабе на линии абсцисс и ординат. Соединяем все точки и получаем ромб, скорее всего, не равнобедренный. Как понять, что все это значит? Самое первое - увидеть, как именно вы распределяете свои силы, что занимает главенствующую позицию, что находится в дефиците. Что еще можно понять, используя Модель баланса? Ваш ромб может отражать текущую ситуацию или жизненную стратегию. Если Вы только устроились на работу, то, скорее всего, сфера деятельности будет перегружена, и это понятно, нужно адаптироваться в новой обстановке, а это требует сил и времени. Если же в вашей работе нет никаких особых изменений, а ситуация с перегрузом та же, то это, скорее, говорит о приоритетах в жизни, и возможно, о бегстве в работу, трудовой зависимости, трудоголизме. Тогда есть смысл разбираться с этим, от чего я убегаю в работу? От общения с женой/мужем, которое перестало меня удовлетворять, от одиночества и чувства невостребованности в личной жизни? Здесь нужно понять и признать, что убегая, избегая - никогда не наладить гармонию и баланс. Убегать можно в фантазии, зависимости, многочисленные связи или просто в пустое общение. Бегство, поначалу, может быть выходом, дает возможность передохнуть от конфликта, отстраниться, подумать. Но, если проблема не решается, а бегство становится привычным, то оно само становится проблемой. Есть еще один аспект в работе с Моделью баланса, он, скорее, мотивационный, чем просто объясняющий. Через эти 4 сферы мы также можем черпать ресурсы.
Через сферу деятельности Вы можете черпать ресурсы - деньги, славу, чувство собственной значимости, уверенности в себе как в специалисте. Через сферу контактов поддержку и понимание, через духовную сферу понимание своего предназначения, смыла жизни. Через телесную сферу чувствовать себя здоровым и привлекательным.
Упражнение «Удовольствие». Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Позитивное мышление
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают нам в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени, чрезмерное усилие. Сложного ребенка, родителя или коллегу как очередную нервотрепку. На самом деле для своего же психического здоровья важно владеть приемами позитивного мышления. Прием позитивного мышления на примере притчи:
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла.
Тот, недолго думая, пишет: «Туп и упрям».
– Но, это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».
История является примером психологического приема – рефрейминга, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней.
Технология Рефрейминга была разработана Р. Бендлером и Дж. Гриндером в 80-х гг. Рефрейминг - прием, который позволяет изменить т. зрения человека на иную, по принципу «в любой ситуации есть позитивный ресурс».
Упражнение «Пары слов»
Цель: освоить на практике метод рефрейминга.
– Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.
Например, лень – экономия энергии; жадность – бережливость; занудство – настойчивость; доносчик – социально активный; карьерист – человек, который стремиться достигнуть успеха в жизни; безвкусный – оригинальный.
(обсуждение)
Упражнение «Перевод недостатков в достоинства»
– Уважаемые участники, в разных ситуациях, одно и тоже поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Я предлагаю попробовать, как работает прием рефрейминг. У вас есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе, и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.
После того как написали, необходимо передать свой листок по часовой стрелке. Задача того, кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Таким образом, вы получите ресурс от своих коллег.
Какие чувства у вас возникли при выполнении задания?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Что новое и важное вы для себя отметили?
Способы саморегуляции эмоционального состояния
Сохраняйте эмоциональный баланс. При накоплении массы негатива используйте технику «выгрузка-загрузка». Сначала происходит эмоциональная разрядка, «выгрузка» негативных эмоций (заезд на картинге, стрельба в тире, спуск с самых высоких горок аквапарка, крик в чистом поле — всё, что вам подходит). А потом — «загрузка» позитивных (путешествие, поход на концерт любимой группы или в театр).
Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший и испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, значит, произвольно упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести хороший способ эмоциональной саморегуляции.
Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом
Упражнение “Ха - дыхание”
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать, глубоки вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох - корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком “ха!”.
Упражнение “Замок”
Исходное положение сидя - корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Сделать вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
Упражнение “Передышка”
Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все Ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Успокаивающее дыхание» Исходное положение — сидя, лежа. Медленно выполните глубокий вдох через нос, на пике вдоха — задержите дыхание, затем сделать медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох — длиннее на 1—2 секунды. Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.
Т. к. мы сегодня говорим о нашем психологическом здоровье, которое непосредственно влияет на наше соматическое состояние, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Подготовка к визуализации
Инструкция:
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вздохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы должны проговорить их про себя, сосредоточившись на их содержании. После этого вы стремитесь представить образы услышанных слов. Начнем со зрительных образов: апельсин, море, поляна, цветы. Слуховые образы: шум волны, звуки бегущего ручья, пение птиц. Телесные представления: прикосновение к шелку, теплый ветер, погружение руки в воду, нежный пух. Осязательные и обонятельные образы: вкус только что разрезанного апельсина, вкус шоколада, аромат розы, запах моря.
Мы сейчас активизировали наши каналы восприятия и можем перейти к визуализации.
Упражнение «Визуализация «Место покоя»
Цель: формирование чувства внутренней уверенности, устойчивости и доверия к себе.
Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза. Пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, сконцентрируется на себе, своих ощущениях, создавайте внутренние образы. Почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута… А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде образа- язычка пламени, драгоценного камня, спокойного озера и т. д. Преисполненная глубоким умиротворением и радостью, спокойствием, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — это вы сами (пауза 20 сек.) Запомните это ощущение. Что бы ни происходило, (пауза)внутри вас живет спокойствие. Вы можете черпать в нем силы, помня, что эти силы мы даем себе сами…
Рефлексия. Что было полезно? Обратная связь по мероприятию. Участники могут написать свое отношение на стикерах и прикрепить их на доску, или заполнить анкету по QR коду.
Приложение
ЧЕК-ЛИСТ
ВОСТАНОВЛЕНИЯ
РЕСУРСОВ (домашнее задание для педагогов)
Выспаться
Включить любимую музыку
Потанцевать
Посмотреть любимый фильм
Поиграть в интересную игру
Устроить фотосессию
Заняться творчеством, хобби / приготовить вкусненькое
Почитать книжку
Принять ванну с бомбочкой / пенкой
Попробовать новый макияж
Сделать зарядку / медитацию
Покушать вне дома
Покататься на чем-нибудь
Устроить шопинг
Уехать из города
Встретить рассвет
Погулять в одиночестве
Посетить свое любимое место
Купить то, что давно хотела
Назначить приятную встречу