Виктория Волгина
Тренинг для педагогов «Речевые игры с мячом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов "Речевые игры с мячом"
Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.
Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.
Публикация «Тренинг для педагогов „Речевые игры с мячом“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а также, учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года, несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Возможные варианты игр с мячом:
• перебрасывание мяча друг другу;
• прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
• бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
• бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Игр с мячом великое множество, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Для начала, я предлагаю вам веселую разминку с мячом. Ее можно использовать как физкультминутку во время занятий, на прогулке или просто в течение дня для активизации двигательной активности, развития внимания.
Разминка «Повтори за мячом»
Подбрасывание мяча вверх - подскоки на месте, прыжки в высоту
Перебрасывание мяча из руки в руку – прыжки из стороны в сторону
Кручение мяча в руке – дети кружатся
Удары мяча об пол – дети приседают и встают
Положить мяч на пол – присесть
Крутить мяч на полу – кружатся на корточках
Можно поворачиваться влево и вправо, менять направление движений
Речь с движениями «Мой веселый звонкий мяч» (С. Я. Маршак)
Цель: согласование речи с движениями, развитие чувства ритма.
Дети ударяют об пол мяч и ловят его двумя руками на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Перекидывают мяч справа налево и обратно
Жёлтый, Красный, Голубой,
Hе угнаться за тобой!
Набивают мяч правой рукой
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Набивают мяч левой рукой
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
Мяч передавать из руки в руку вокруг себя
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Садятся и перекатывают мяч по полу из руки в руку
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Подбрасывание и ловля мяча
Там попал под колесо.
Подбрасывание-хлопок-ловля
Лопнул, хлопнул -
Вот и все!
Данное упражнение можно использовать для автоматизации звуков, например, проговаривая чистоговорки и скороговорки, отстукивая ритм, постепенно ускоряя темп.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека-в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
Са-са-са –на носу сидит оса.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход. «Мы волшебники немного:
Был один, а станет много».
Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – (дожди).
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход. «В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем».
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – (дождик или дождичек).
«Лилипуты и великаны»
Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.
Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»
Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – (дождище).
«Скажи наоборот»
Цель: закрепление слов – антонимов.
Ход. «Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот».
Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -(холодный).
«Из чего сделано?» (прокатывание мяча)
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Ход. «Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?»
Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: шкаф из дерева – (деревянный шкаф).
«Чья голова? Чей хвост?»
Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Ход. «Чья у зверя голова? Или «Чей у зверя этот хвост?
Подскажи скорей слова». Отвечай-ка на вопрос».
Взрослый бросает ребёнку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья?
Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья.
«Какое что бывает?» (передаем мяч из рук в руки по цепочке)
Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря.
Ход. «Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает?»
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).
Что бывает длинным? –…(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур).
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф).
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье).
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь).
Что бывает гладким? – …(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко).
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли).
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка).
«Весёлый счёт» (считаем и набиваем мяч до пяти)
Цель: согласование имени существительного с числительным.
Ход. «Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем».
Взрослый называет предмет со словом «один», а ребёнок – со словом «пять», например: один стол – (пять столов).
«Кто что делает?»
Цель: подбор глаголов к названиям профессий.
Ход. «Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди?»
Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – (строит, повар – (варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
«Животные и их детеныши»
Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Ход. «Человеческие дети,
Знают всех зверят на свете…»
Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – (тигрёнок, у льва – (львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
«Весёлый повар»
Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Ход. «Приготовим угощенье,
Пригласим всех на веселье…»
«Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?»
Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из ананаса - (ананасовый сок, варенье из клюквы - (клюквенное варенье, пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
«Жадины»
Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имён существительных.
Ход. «Дети «жадинами» стали,
Всё вокруг своим назвали!»
Взрослый начинает фразу, ребёнок её заканчивает с опорой на вопросительное слово, например: чей стол? - … (мой стол). Мяч прячут за спину.
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: согласование имён существительных с прилагательными.
Ход. «Что у нас какого цвета,
Мы расскажем вам об этом…»
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например, красный – (помидор, жёлтая - (репа, голубое - (облако).
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход. Прочитать стихотворение:
«Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка – в дупле,
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит».
Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живёт?», например: медведь - (в берлоге). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление пространственных представлений, предлогов, умения понимать и выполнять инструкцию.
Ребенок выполняет инструкцию за педагогом.
Возьми мяч перед собой, подними его над головой, спрячь его за спину, достань его из-за спины, передай его под правой ногой, под левой ногой, переложи его из руки в руку, положи его на пол, подними его с пола и т. д.
Слоговая структура слова
1. Деление слов на слоги. Сколько слогов, столько раз ударить мячом об пол, или подкинуть мяч. (Мо-ло-ток, ко-за)
2. Перед детьми картинка, например, паровоз. Передавать мяч по кругу, проговаривая по очереди каждый слог. Один ребенок говорит ПА и передает мяч, другой говорит РО и передает мяч, третий говорит ВОЗ. Следующий игрок говорит следующее слово и передает мяч по кругу дальше.
«Составь предложение»
Цель: развитие умения согласовывать слова в предложениях.
Ход. «Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю».
Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом деформированную фразу, например: «девочка, играть, в, мячик». Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например: «Девочка играет в мячик», и возвращает мяч обратно».
«Фразовый конструктор»
Цель: составление фраз по схеме.
Передавая мяч, составить фразу.
Можно сочинять свои предложения по плану. Один ребенок называет цвет, например, красный, и передает мяч. Второй называет форму, например, круглый, и передает мяч. Третий придумывает, что может быть красным и круглым, например, помидор, и передает мяч. Четвертый называет действие-глагол, например, лежит. Пятый называет место (где, например, на тарелке.
Можно это упражнение выполнять в кругу, ребенок сам выбирает следующего, устанавливает зрительный контакт, и бросает мяч игроку, а тот ловит и называет слово.
Так же можно составлять пересказ, придумывать сказки. Педагог может помогать с помощью картинок подсказок.
Коммуникативная игра с песней
Цель: синхронизация движений, согласование речи с движениями, развитие внимания.
Дети сидят в кругу, у каждого в руках мяч. Все вместе исполняют песню с четко прослеживающимся ритмом, например, «Елочка». На каждое слово все дети одновременно передают мяч соседу справа по кругу.
Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой.
Бусы повесили, водим хоровод
Весело, весело встретим Новый год.
Игра «Цепочка слов»
Цель: развитие фонематических процессов
Дети садятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый игрок говорит слово и катит мяч игроку напротив. Тот в свою очередь определяет последний звук в слове и называет слово на это звук, перекатывая мяч по диагонали третьему игроку. И так зигзагом перемещая мяч, дети придумывают слова.
Ну и в конце давайте несколько коммуникативных, командных игр с мячом.
1. Колонна друг за другом. Передают мяч над головой назад, а затем обратно вперед
2. Шеренга. Передают мяч направо соседу до конца, а затем налево в обратном направлении, слегка поворачивая корпус.
3. Выполняется в колонне. Зажать мяч животом об спину впереди стоящего, получается, что между игроками мяч. Двигаться гусеницей (змейкой) вокруг конкуса или стула, стараясь не уронить мячи.
Желаем весело и с пользой проводить свободное время!