Япина Елена
Тренинг для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов по теме «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель тренинга : познакомить педагогов с возможностями использования элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Тренинг для педагогов „Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
Раскрыть значение сказкотерапии; поделиться личным опытом использования элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками; познакомить педагогов с элементами сказкотерапии с целью повышения их профессиональной компетентности.
Ход тренинга:
Вводно- мотивационная часть:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию тренинг по сказкотерапии под названием «Путешествие в сказку!»
И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»
Воспитатель : А давайте мы все вместе с вами подумаем: Что такое сказка? Для чего нужна сказка (ответы с зала)
Воспитатель: Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.
Практическая часть
Воспитатель: Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Воспитатель: Слушая сказки в детстве, человек бессознательно накапливает символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “ сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций.
Концепция сказкотерапии базируется на 5 видах сказок :
Дидактические (в форме учебного задания)
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;
бытовые сказки;
страшные сказки;
волшебные сказки.
Воспитатель: Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство, в сказку, а заодно и познакомить вас с основными этапами знакомства со сказкой.
1 этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он должен быть одним и тем же на протяжении всего года)
Воспитатель: Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который использую со своими детьми с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку :
Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
Мы с вами отправимся в сказочное путешествие, а попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки.
Упражнение «Кулачок».
Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подержите кулачок сжатым на сч т три откройте глаза, расслабьте руку. Мы оказались в сказочной стране, а на ладошках у каждого из вас бусинка.
(звучит спокойная музыка, ритуал «входа» в сказку)
- Вот мы в сказке.
2 этап. Чтение сказки
3 этап. Решение проблемы. (проблема зависит от возраста детей)
- Нарисовать героев сказки
- Обсуждение героев (злые, добрые, хитрые герои).
- Запоминание героев (составление сказки используя геометрические фигуры, используя пальчиковые игры и т. д.)
-Закончи сказку (придумать окончание сказки)
- Театрализация сказки.
Воспитатель: я хочу подробно остановится на двух последних проблемах.
«Закончи сказку».
Воспитатель: вы не зря сидите за столами по 4 человека, я хочу предложить вам поработать в группах. Я раздам вам сейчас сказку (у всех групп она будет одна и та же, ваша задача придумать окончание к сказке.
Тимошка
Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо. Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.
Воспитатель: этой проблемной ситуацией можно научить детей работать в группах, находить общий язык, научить договариваться.
«Театрализация сказки»
Воспитатель: я хочу предложить вам поучаствовать в театрализации сказки «Дед Мороз и кощей»
Воспитатель: ставя перед детьми эту задачу можно научить их преодолевать стеснительность (сейчас во время ограничений, дети мало выступают перед зрителями, и мы можем решить эту проблему предлагая детям участвовать в театрализации)
4 этап. Ритуал «выхода из сказки».
Повторение ритуала «входа в сказку».
К сожалению настало время - покинуть сказочную страну,
Упражнение «Кулачок».
Снова возьмите свою бусинку. Сложите ладошки лодочкой покатайте бусинку, согрейте е своим дыханием. Сожмите в кулачок, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу. На счет три мы покидаем нашу сказочную страну. А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
5 этап. Рефлексия.
Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас вс получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.