Тарина Сунчугашева
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива и построения эффективного командного взаимодействия: «Я+Ты Равно МЫ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг: «Я+ТЫ=МЫ»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют инициативу, творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Публикация «Тренинг для педагогов на сплочение коллектива и построения эффективного командного взаимодействия: „Я+Ты Равно МЫ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
- Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.
Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга: формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.
Ход тренинга:
Знакомство.
- Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, с названием «Я+ТЫ=МЫ»- В каждом тренинге есть правила.
Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
Безоценочность суждений.
Право говорить и обязанность слушать
Активность.
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
Педагог-психолог: Пусть каждый передаст свое «тепло» по кругу, слегка сжимая и разжимая руку рядом стоящему участнику.
Упражнение 1: «Меня зовут …Я делаю так…»
Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Обсуждение: Что было легко, что сложно?
ИГРА «КАРУСЕЛЬ».
Отлично, рассчитайтесь теперь на две команды по одинаковому звучанию коробочек. Образуйте, пожалуйста, два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По моему сигналу вам необходимо поговорить друг с другом в паре. Но ваш рассказ должен начинаться со слов Я люблю. Высказаться должен каждый.
Внешний круг делает один шаг направо.
Следующая тема для разговора Я не люблю…. Отлично, еще один переход на право внешний круг. Тема для беседы Я умею. Шаг на право. Тема Я мечтаю…. Мне грустно, когда…; Я чувствую себя глупо, когда…; Я сержусь, когда…; Я чувствую себя неуверенно, когда…; Я чувствую себя смело, когда…; Я горжусь собой, когда…; Я тебе желаю….
Спасибо, присаживаемся.
Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше внутреннее состояние по сравнению с началом занятия?
Упражнение 2: «Атомы и молекулы»
Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы.
Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы.
Упражнение 3: «Говорящие руки»
Цель: вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Попрощаться руками.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
Упражнение 4: «Мы с тобой похожи тем, что…»
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
• Что нового узнали о других?
• Что интересное узнали?
Упражнение 5 «КТО БЫСТРЕЕ?»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
— Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
• треугольник;
• ромб;
• угол;
• буква;
• птичий косяк;
• круг;
• квадрат.
Обсуждение:
• Трудно было выполнять задание?
• Что помогло при его выполнении?
Упражнение 6: «ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…»
Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Участники становятся плотным кругом
(посмотрите внимательно друг на друга)
(а теперь, закройте глаза)
Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту (сначала самые высокие, а потом – ниже, ниже, ниже) с закрытыми глазами и ни в коем случае не открывать их, пока ведущий не даст команду «Открыть глаза!». Когда все участники найдут свое место в строю, я дам команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
-Итак, готовы? Приступаем!
Можно также построиться в шеренгу по:
• цвету волос;
• размеру ноги;
• по цвету глаз от самых светлых до самых темных.
Упражнение 7 «СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ»
- Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе (и не по порядку кто за кем сидит, а в разнобой). Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
• Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?
• Если не получилось, то почему? Что мешало?
• Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
Упражнение 8: «Волшебный стул»
Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»
С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись -
на Волшебный стул садись.
Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.
Упражнение 8: Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»
Цель: релаксация. - Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.
Обсуждение: Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
Заключительный этап: «Прощание».
ПОДАРОК
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
Педагог-психолог: Спасибо всем за участие! Мне было очень интересно и приятно работать с вами.