Тирон Елена
Тренинг для педагогов ДОУ «Вежливое общение»
▼ Скачать
Тренинг для педагогов Доу «Вежливое общение».
Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе общение – это наиглавнейшая черта.
Общение - наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Вежливое общение“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вежливое общение - качество, необходимое каждому из нас. Ведь от того, как мы общаемся, зависит наш успех, как собеседника. Научиться вежливо общаться не сложно. Главное - следуйте правилам и у вас все получится.
Присмотритесь к 13 правилам этикета общения. Все они являются, что называется, банальными и прописными истинами, но не все ими пользуются.
1. Умение вести беседу неспроста называют талантом.
Уметь разговаривать - прежде всего, значит уважать своего собеседника. Задавайте другому вопросы, на которые, вы знаете, он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не докучайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами. Не следует, как предостерегал Цицерон, завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого. Всегда будьте хорошим слушателем, старайтесь внимательно слушать и воодушевлять людей на разговор. Дайте почувствовать собеседнику, что в чем-то он превосходит вас, более значителен. Быть умнее собеседника вы можете, но не старайтесь этого подчеркивать, а тем более говорить. Худшее начало при работе с новым специалистом при внедрении как раз есть демонстрация собственного превосходства.
2. Желая убедить человека что-то сделать, старайтесь возбудить в нем стремление делать это.
Один из простых способов завоевать симпатию человека - запомнить его имя и дать ему почувствовать, что он достоин уважения. Внимание – это лучший комплимент. В ход можно пускать все возможные способы коммуникаций: личное общение, телефон, электронная почта. Тот человек, которого не интересует судьба других людей, не только причиняет боль другим, но и сам испытывает огромные трудности в жизни.
3. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зрения другого человека. Это очень ценное качество – умение моделировать ситуацию со стороны, ставя себя на место собеседника (клиента). Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас. Делайте добро, и оно добром вернется.
4. Даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как мы хвалимся. Путем одобрения и поощрения старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждать в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевлен поощрениями, он выполнит задание лучше, чем сделал бы, зная, что его будут "разбирать".
5. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес. Привлечь людей можно, прежде всего, доброжелательным, уважительным отношением к ним, одинаково ровным и справедливым ко всем, умением помочь им в работе. Одобрение, душевное слово — наиболее действенное средство мобилизации усилий человека, поддержания его творческого настроения. Ровное обращение со всеми членами коллектива — одно из условий его сплочения.
6. Недоразумение нельзя устранить спором, это можно сделать лишь с помощью такта, стремления к примирению, искреннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость и гнев.
7. Заслужив знаниями и способностями расположение людей, человек иногда теряет все это из-за несоблюдения элементарной тактичности. Такт — одно из тех качеств, отсутствие которых отрицательно сказывается даже на человеческих талантах.
8. Если вы хотите, чтобы люди соглашались с вашей точкой зрения, уважайте мнение других людей. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, где мнения совпадают. Чем больше ответов "да" в начале беседы, тем вероятнее "да" в заключение беседы, при рассмотрении ваших предложений. Смотрим видео.
9. Прежде чем возражать кому-либо, внимательно выслушайте его, постарайтесь понять чужой взгляд на вещи. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, а тем более в начале беседы, что он не прав. Лучше сказать: "Я не согласен с вами, но я могу ошибаться, давайте разберемся в фактах — если я не прав, я хочу чтобы вы меня поправили". Главное внимание уделяется существу аргументов и краткости их изложения. Много говорить — еще не значит спорить. Тем более, что порою спор мы подменяем упорным навязыванием своей позиции, вовсе не интересуясь существом возражений.
10. Несогласие никогда не должно порождать неуважительность. Опровергая мнение своего оппонента, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. Также в опровержении важно не скатиться на "личность" собеседника, ибо обидеть просто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее.
11. В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте слова мягкие, только аргументы приводите твердые. Не повышайте голоса; не забывайте, что спор нередко ведет к охлаждению отношений. Можно в споре победить, но потерять товарища. Не ищите спокойной тишины — результат приносит только активная жизнь.
12. Заметив, что ваш оппонент горячится или, тем более, горячиться начали вы сами, прекратите спор. Громкий спор не убедительнее спокойного. Что не удается доказать в спокойном тоне, того не доказать и криком. Чаще употребляйте: "прошу принять во внимание", "на мой взгляд", "общепринято такое мнение", "если не возражаете, я повторю…" и т. п. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам.
13. Будучи твердым и неуступчивым в принципиальных делах, проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а укрепляли доброжелательные взаимоотношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умение правильно делать замечания, с болью переживать ошибки коллег по работе и правильно воспринимать критику в свой адрес — признак человечности.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами комплиментами (зажженная свеча).
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим.
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение:
“Ты сейчас…”
Инструкция: Понаблюдайте за внешними проявлениями эмоционального состояния окружающих. Я бросаю мячик любому участнику и говорю: “Женя, мне кажется, ты сейчас грустная”. Женя бросает мячик следующему участнику и говорит: “Луиза, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все.
Мини – лекция: «Понятие «Конфликт».
Типы поведения в конфликтных ситуациях.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Выделяют негативные последствия и позитивные функции конфликтов:
Как вы считаете, что относится к негативным последствиям? К позитивным?
Негативные последствия:
-ухудшение состояния здоровья субъектов,
-снижение работоспособности,
-большие эмоциональные затраты и др.
Позитивные функции конфликтов:
-он служит разрядке напряженности,
-получению новой информации,
-стимулирует развитие и позитивные изменения,
-преодолевает застой жизнедеятельности,
-вскрывает «хроническую болезнь», противоречие,
-помогает прояснить отношения и т. д.
Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки о ребенке, а педагог - усвоения знаний и умений ребенком) недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия) .
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) .
И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы разрешения конфликтов:
- Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
- Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
- Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
- Избегание, конкуренция.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс.
Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Однако, избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон).
Упражнение «Впечатление».
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Упражнение «Старинная английская игра».
Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Педагог- психолог заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.) . Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Педагог - психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, педагог - психолог
задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом.
Можно было бы обвинить педагога - психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки. Далее педагог - психолог предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)
Завершающее упражнение. «Круг света»
Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, со словами благодарности друг другу. Давайте все вместе загадаем желание, но тушить эти свечи не будем. Пусть в каждом из нас горит этот огонек и не потухает никогда.